Всё что существует, бытие в целом и каждый отдельный его фрагмент, содержат информацию о самих себе – это и есть знание или истина. Этому объективному знанию соответствует санскритское слово «Веда». Ведать значит знать.
История о профессоре лягушке и еретике
Однажды лягушка из океана пришла и прыгнула в колодец. Там её встретила лягушка, всю свою жизнь жившая в этом колодце. Она спросила:
— Интересно, а откуда ты пришла?
— Я пришла из океана.
Колодезная лягушка спросила:
— А что такое океан?
— О, океан – это огромный резервуар воды.
— Он больше чем этот колодец?
Конечно, в её глазах было недоверие, в её уме — сомнение: «Как что-то может быть больше, чем этот колодец, где я живу?». Океанская лягушка рассмеялась и ответила:
— Очень трудно с чем-то сравнивать океан, так как там нет меры.
Колодезная лягушка сказала:
— Ты глупая и необразованная! Я являюсь профессором естественных наук в нашем колодце, я всё знаю и меня все уважают! Я дам тебе меру!
Она нырнула на четверть глубины колодца и спросила:
— Этого хватает?
Океанская лягушка засмеялась и сказала:
— Нет.
Тогда та нырнула на половину глубины колодца и спросила:
— Этого хватает?
Океанская лягушка снова сказала:
— Нет!
Тогда та нырнула до самого дна колодца и торжествующе сказала:
— Теперь ты не можешь сказать «нет»!
Океанская лягушка сказала:
— Ты можешь обидеться, а я не хочу быть невежливой, но ответ по-прежнему тот же: нет!!!
Тогда профессор лягушка вышла из себя и закричала:
— Убирайся отсюда, ты лгунья! Никакого океана не существует, ничто не может быть больше этого колодца!
«Невозможно — это слово из лексикона дураков!»
Бхактиведанта Свами Прабхупада
Эта поучительная история, которую необходимо вспоминать, когда при изучении свидетельств Вед в уме возникает мысль: «Это невозможно! Этого не может быть!». Нет ничего невозможного, есть только наши ограниченные познания и скудный опыт. Искренность исследователя заключается в том, что он осознаёт свою ограниченность, потому допускает что возможно всё что угодно и готов принимать истину как она есть, какой бы она не оказалась.
Что такое знание?
Всё что существует, бытие в целом и каждый отдельный его фрагмент, содержит информацию о самом себе – это и есть знание или истина. Этому объективному знанию соответствует санскритское слово «веда». Ведать значит знать. Знание описывает качества, характеристики, свойства, функции, предназначение различных предметов и явлений бытия, которые отличают одно от другого. Знание также описывает взаимосвязи и отношения между различными предметами и явлениями, их взаимодействия, процессы и события.
Знание отвечает на следующие основные вопросы:
- что это?
- откуда происходит?
- как устроено?
- из чего состоит?
- какие имеет качества и характеристики?
- для чего предназначено?
- какие функции выполняет?
- как связано с другими предметами и явлениями и как взаимодействует с ними?
- какие имеет последствия и т.д.
Знание и сознание
Живые существа обладают сознанием. Они «со знанием», т.е. наделены способностью взаимодействовать с предметами и явлениями бытия, участвовать в процессах и событиях посредством знания о них. В каждом живом существе сознание формирует субъективную модель объективной реальности – мировоззрение и миропонимание, на основе которой живое существо мыслит, чувствует, желает, принимает решения и действует.
Слово «знание» употребляется в двух значениях: 1) как собственно знание, истина или веда – информация о чём-либо, полностью соответствующая действительности, тому, что есть на самом деле; 2) как субъективное понимание живым существом чего-либо («я знаю», «он знает» и т.п.). Необходимо учитывать контекст, о чём именно идёт речь в каждом конкретном случае.
Субъективное понимание чего-либо различными живыми существами отличается от объективного знания об этом предмете в разной мере — от 0% до 100%:
- 0 % – это мёртвая материя, сознание отсутствует;
- 1% — 99 % – в этом диапазоне распределено сознание всех живых существ;
- 100 % – сознание Верховного Живого Существа, Бог всё ведает.
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого!»
Сократ
Чем уровень сознания ниже, тем больше невежества и меньше знания, чем сознание выше, тем больше знания и меньше невежества. Именно по этой причине в мире существует так много видов жизни, и внутри каждого вида отдельные особи тоже различаются между собой по этому признаку. Мы видим, что одни живые существа в форме деревьев десятки и сотни лет стоят на одном месте, вторые в форме свиней поедают всякую дрянь, третьи плавают, четвёртые летают, пятые грызут землю, среди людей есть разумные и глупые, есть культурные и есть нечестивцы и т.д. Всё это разные уровни сознания. Поэтому в материальном мире невозможно утвердить равенство, поскольку невозможно уровнять сознание. Но сознание не является чем-то закостинелым, оно меняется как в одну сторону, так и в другую, поэтому живые существа меняют формы, реинкарнируют. Сегодня собака, завтра человек, сегодня человек, завтра свинья. Человеческое общество должно быть устроено таким образом, чтобы обеспечивать всем живым существам поступательное развитие сознания до сознания Бога. В этом совершенство жизни.
Три метода обретения знания (праманы)
Все способы познания сводятся к трём праманам:
1. Пратйакша-прамана – познание посредством чувственного восприятия (эмпирика).
Живое существо обладает пятью познающими чувствами, которые воспринимают предметы и явления в строго ограниченном диапазоне (разрешающая способность чувств):
- Зрение собирает информацию о формах;
- Обоняние собирает информацию о запахах;
- Осязание собирает информацию о твёрдости или мягкости, температуре и весе предметов;
- Чувство вкуса собирает информацию о вкусах;
- Слух собирает звуковую информацию.
Разрешающая способность чувств у всех разная, человек не видит в темноте то, что видит кошка, собака чувствует запахи, которые мы не воспринимаем, есть люди которые могут воспринимать тонкие энергии (видеть ауру и т.п.). Но в любом случае, у обитателей материального мира чувства имеют ограниченный диапазон восприятия. Нашему глазу Солнце представляется диском величиной с монету, хотя на самом деле Солнце во много раз больше Земли, и на уровне пратйакши это познать невозможно. Животные хотя и воспринимают Солнце своими чувствами, но совершенно не осознают что это такое.
В процессе пратйакши чувства подают воспринятую информацию в ум, который её оценивает в двоичной системе: «приятно – неприятно», «нравится – не нравится», «хочу – не хочу» и принимает эмоциональное решение «принять – отвергнуть?».
Алкоголь и прочие интоксикации вредны, но люди их употребляют, потому что это приятно, а на пачках сигарет даже написано «убивает», но люди продолжают курить. Чувства нас обманывают на каждом шагу, ум принимает ложь за истину, плохое за хорошее и наоборот. На этом уровне живое существо живёт рефлексами и программами, действует по побудке чувств, очень мало знания и очень много невежества, и как следствие много страданий.
Когда к процессу подключается разум, то возникает второй способ познания.
2. Анумана-прамана – анализ информации, поступающей от чувств и приборов, соотнесение её с ранее накопленной информацией и опытом, выдвижение предположений, гипотез и теорий, и на этой основе делаются выводы (логика).
Посредством ануманы происходит рациональная обработка данных с помощью разума: «истина – ложь», «полезно – вредно», «можно использовать – нельзя» и принимает логичные выводы и решения.
На этом уровне живое существо получает немного больше знания на фоне общего невежества, и то исключительно только относительно тех предметов и явлений, которые не выходят за рамки разрешающей способности чувств и несколько расширяющих их приборов. Эти теории и выводы обречены нести ошибки из-за несовершенства чувств и ограниченных возможностей разума. На уровне ануманы, мы способны отказаться от употребления алкоголя и сигарет, но не можем, например, ответить на вопросы: кто я, откуда я пришёл и куда отправлюсь после смерти? Эти вопросы выходят за рамки восприятия ограниченных чувств и способностей ограниченного разума, поэтому существуют тысячи версий и теорий, которые измыслили люди в процессе ануманы.
Процесс протекает следующим образом. Познающий воспринимает через чувства (+ приборы) незнакомый ему предмет, пытается исследовать его качества и характеристики, на что это похоже, что это может быть, как это устроено, для чего предназначено и т.д.? Это подобно тому, как в притче о том, как слепые изучали на ощупь слона. Один из них ухватился за хобот и сказал, что это змея, второй ухватился за ногу и сказал, что это дерево и т.д. Их выводы были логичными, но ошибочными.
Этим методом познания пользуются современные так называемые учёные. Они с помощью чувств и приборов исследуют окружающий мир, делают предположения и логические выводы. При этом относительно одно и того же предмета одновременно могут существовать сотни противоречащих друг другу теорий, какая-то из них одерживает верх и принимается научным сообществом за «истину», а тех исследователей, которые несогласны с действующей научной догмой, объявляют лжеучёными и изгоняют из своего сообщества. С течением времени открываются новые факты, которые разрушают ранее утверждённую официальную версию, эти факты сначала пытаются скрывать, а когда это делать становится невозможно, то выдвигают другую теорию и объявляют её «истинной». Это происходит постоянно, чему свидетельство вся история современной науки.
Тем не менее, на грубом физическом и бытовом уровне, это небольшое знание смешанное с невежеством имеет практическое применение, оно позволяет развивать технологии и создавать с их помощью сложные (по нашим «лягушачим» меркам) вещи. Самолёты летают, корабли плавают, компьютеры вычисляют, учёные уже научились даже гены править, бросая вызов Богу, потому всё это создаёт у широкого общества ложное впечатление, что учёные знают истину, могут всё объяснить и ведут человечество к прогрессу. Но это большое заблуждение. Если умозрительно взглянуть на «великого учёного» и начать отдалять свой взор, то его лаборатория на фоне города превратится в точку, а город превратится в точку на фоне земли, немного отдалившись от земли она сама превратится в точку, а затем и вовсе исчезнет, отдаляясь далее вселенная превратится в точку и т.д… Профессор лягушка посредствам пратйакши и ануманы разработала передовые технологии как ловить мух, но не смогла осознать нечто запредельное колодцу. Учёные находятся в таком же положении. Более того, на фоне развития технологий сами люди деградируют, деградирует мораль, нравственность, духовность и культура в целом. Люди, вооружившись так называемой передовой наукой преуспевают в насилии, убийствах, разрушении экологии и т.д.
3. Шабда-прамана – принятие знания в готовом виде через слушание того, кто обладает знанием (принятие авторитета). Авторитетом обладают личности, которые либо непосредственно озвучивают знание, либо опосредованно через тексты и, в настоящее время, через звукозаписи. Текст – это записанный буквами звук, читая мы слушаем. Этот способ превосходит два предыдущие, при условии, что выбран правильный авторитет, который сведущ в том или ином предмете.
К примеру, человек хочет узнать кто его отец? Процесс его зачатия лежит за пределами его чувственного восприятия, поэтому пратйакша-прамана тут не годится. Анумана-прамана тоже не годится: сколько не размышляй, не предполагай, не анализируй, но правильный ответ на вопрос «кто мой отец?» найти не получится. На земле порядка 3,8 млрд. мужчин, можно попытаться из них сделать выборку подходящих по возрасту, брать у них кровь, проводить дорогостоящие лабораторные исследования, но это осуществить практически невозможно — миллионы человек в отцы годятся, жизни не хватит всех обойти. Но если человек воспользуется шабдой, т.е. обратится к авторитету в этом вопросе, к матери, то она скажет кто его отец, после этого он может проводить исследования и подтвердить эту информацию. Именно так, посредством шабды мы все и узнаём о том, кто наш отец, принимая авторитет матери и далее все об этом узнают передавая информацию из уста в уста и через письменные документы.
Если мы проанализируем нашу жизнь с самого детства, то мы увидим, что почти всему что мы знаем и умеем, мы научились у других – у тех, кто это знал и умел до нас, и кто нам это передал.
Дети учатся у взрослых слушая их и подражая. Мы все говорим на одном языке, это значит мы научились ему у других, мы не придумали каждый свой язык. Как только ребёнок начинает говорить, он без устали задаёт вопросы: «Папа, это что?», «Мама, это что?», «А зачем это нужно?» «А что внутри?» «А как оно работает?» и так до бесконечности.
Таким образом, шабда-прамана является естественным, самым быстрым и надёжным способом познания, а пратйакша и анумана праманы служат в качестве вспомогательных методов. Это фундаментальный закон, и его невозможно избежать. Вопрос лишь в том, кого мы принимаем за авторитет? Если с авторитетом ошиблись, то результатом будет невежество. Если авторитет выбран правильно, то мы будем получать знание.
Абсолютный авторитет Верховной Личности
С помощью пратйакши мы воспринимаем окружающий мир, с помощью ануманы анализируем его и обнаруживаем что здесь действуют законы, а элементы этого мира строго упорядочены во взаимно вложенные системы, всё здесь внутренне гармонично связано между собой и слажено функционирует. Зима сменяет осень, а весна зиму, Солнце встаёт по графику, который можно просчитать на тысячи лет вперёд, в океаны впадают тысячи рек, вода испаряется Солнцем, выпадает в горах, формируются ледники, которые в течение года тают и наполняют реки, реки питают жизнь всех живых существ и снова впадают в океаны и т.д. Наблюдая все эти удивительные явления, искренний исследователь придёт к однозначному аксиоматичному выводу, что это всё есть творение какого-то высшего, могущественного и разумного существа.
Любой закон предполагает, что есть законодатель, а любая система предполагает, что есть разработчик и оператор. Самая простая система, которую создал человек применяя свой разум – это спичка. Что может быть проще? Это просто прямоугольная палочка с каплей серы на конце. Хотя дерево и сера есть в природе, но вероятность того, что они случайным образом образуют спичку равна нулю, что уж говорить о том, чтобы десятки таких одинаковых спичек собрались в коробок, и тем более чтобы они сами случайным образом чиркали и разжигали случайно возникшие газовые плиты и т.д. Даже спичка сама не может появиться, но так называемые учёные навязали обществу и утвердили догму о том, что мир, представляющий собой совокупность взаимосвязанных сложных систем, существующих и действующих по строгим законам, появился случайно, что нет ни Творца, ни Законодателя, ни Оператора, а причиной всего является некий большой взрыв чего-то, что взорвалось тогда, когда ещё ничего не было… И это считается наукой? Это просто мошенничество. Они навязали обществу веру в догмы измышленные ими в процессе ануманы. Эти люди (научное сообщество), эксплуатируя свой статут авторитетов в обществе, вводят всех в заблуждение и направляют на ложный путь.
И так, очевидно, что Верховное Живое Существо есть, Его называют по-разному: Бог, Высший разум, Абсолют и т.д., у Него много имён: Отец Небесный, Аллах, Будда, Кришна и т.д. Мы можем ничего не знать о Нём или иметь какие-то свои представления, и эти субъективные представления соответствуют действительности также в диапазоне между 0%-100% (где-то около 0 в большинстве случаев). Однако Он Сам, будучи совершенной Личностью и Источником всего сущего, знает всё в совершенстве как о Себе, так и о Своём творении. Его понимание всего полное и объективное – это и есть Веда. Поэтому именно Бог является Высшим Авторитетом и одновременно самой Абсолютной Истинной. Если мы обратимся к Нему по средством шабды, то мы получим совершенное знание относительно всего и действуя на его основе мы сможем решить все проблемы и достичь высшего совершенства жизни.
Как же получить знание от Абсолютного Авторитета?
Ведическая система передачи знания
Веды представляют собой своды знаний на санскрите исходящие от Верховной Личности Бога, которые передаются в неизменном виде по цепи ученической преемственности (парампара).
Парампара передаёт Веды изустно от учителя (гуру) к ученику (шишйа), который становится учителем для своего ученика и так до наших дней. Гуру также называют словом «ачарйа» – тот, кто реализовал знание и учит собственным примером (следует Ведам на практике). Ученик просто слушает учителя, задаёт вопросы, запоминает всё дословно и служит духовному учителю, таким образом он усваивает знание.
тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
упадекшйанти те джн̃а̄нам̇
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».
Бхагавад-гита как она есть, 4.34
Гуру-парампара по нисходящей от Бога к ученику передаёт знание, а по восходящей от ученика к Богу передаёт служение. Каждый учитель в цепи парампары является учеником и слугой вышестоящих, таким образом душа реализует свою вечное предназначение (санатана-дхарма) – преданное служение Богу и входит в Царство Бога.
В кали-йугу – эпоху деградации, в которую мы сейчас живём, люди погружаются в невежество, их интеллект и память слабеют, поэтому великие святые мудрецы записывают Веды в виде шастр – священных писаний.
Около 5000 лет назад литературное воплощение Бога – великий мудрец Шрила Вйасадева, разделил единую Веду на четыре части: «Сама-веду», «Яджур-веду», «Риг-веду» и «Атхарва-веду». Чтобы разъяснить учение четырех Вед он написал «Махабхарату» (частью которой является «Бхагавад-гита»), 18 пуран, 108 упанишад, самихиты и другие произведения. Самую сущность всех Вед в виде кратких афоризмов (сутры) он заключил в философский трактат «Веданта-сутра» («Брахма-сутра») и затем объяснил её в «Шримад-Бхагаватам» («Бхагвата-пурана»).
Гуру-парампара строго придерживается этих шастр. Это главный принцип ведической системы передачи знания – передавать ничего не добавляя, не убавляя и не изменяя. Каждое утверждение гуру должно подтверждаться заключениями шастр.
После Шрилы Вйасадевы его последователи в цепи ученической преемственности также писали книги на основе шастр, потому их произведения тоже являются ведическими. Среди них особенно выделяется «Шри Чаитанйа-чаритамрита» – жизнеописание и учение воплощения Верховной Личности Бога Шри Кришна Чайтанйи Махапрабху, который явился в земле Гауды в 15 веке и установил йуга-дхарму – метод духовного возвышения для людей кали-йуги – повторение и воспевание святых имён Бога: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Эта маха-мантра (велика мантра) является обращением к Богу с просьбой занять нас служением Ему: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о внутренняя энергия Господа, займите меня служением Вам». Повторение святых имён очищает наше сознание от всего неблагоприятного и восстанавливает связь души с Богом.
Среди всех ведических произведений, наибольшее значение для нас имеют следующие:
- Бхагвад-гита как она есть – азбука ведической науки;
- Шримад-Бхагватам – институт ведической науки;
- Чайтанйа-чаритамрита – аспирантура ведической науки.
Во второй половине 20 века, эти и другие произведения были переведены на английский язык и представлены миру представителем Шрилы Вйасадевы в ученической преемственности Бхактиведантой Свами Прабухпадой. Его ученики и ученики его учеников перевели их на все языки мира и распространили по всей планете. Этот процесс продолжается и по сей день по нарастающей. Сейчас это сокровище ведической мудрости доступно всем, каждый может изучать и применять это знание, сделать свою жизнь успешной и помочь всему обществу достичь совершенства.
Гуру-парампара – цепь духовных учителей
Как правило каждый учитель имеет много учеников, потому парампара подобна ветвям дерева. Корень этого дерева – Верховная Личность Бога, у дерева четыре ствола – сампрадаи, которые возглавляют Его первые ученики: Брахма, Лакшми, Шива, Кумары, а от них идут дальнейшие разветвления.
Как и на любом дереве, на этом дереве некоторые ветви отсыхают. Это происходит не из-за несовершенства Вед или системы передачи знания, а из-за самой природы материального мира и свободной воли живых существ. В материальном мире всё подвергается энтропии (приходит в упадок). Поэтому Господь периодически вносит Свои коррективы.
эвам̇ парампара̄-пра̄птам
имам̇ ра̄джаршайо видух̣
са ка̄ленеха махата̄
його нашт̣ах̣ парантапаса эва̄йам̇ майа̄ те ’дйа
йогах̣ проктах̣ пура̄танах̣
бхакто ’си ме сакха̄ чети
рахасйам̇ хй этад уттамам«Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей, и ее постигали праведные цари. Но с течением времени цепь учителей прервалась, и это знание в его первозданном виде было утрачено. Сегодня Я открываю тебе эту древнюю науку о взаимоотношениях живого существа и Верховного Господа, ибо ты Мой преданный и Мой друг и потому способен проникнуть в тайну этой божественной науки».
Бхагавад-гита как она есть, 4.2-4.3 (см. комментарии)
Кто-то решает не принимать учеников и его ответвление парампары заканчивается на нём. Другой случай, когда кто-то отклоняется от строго следования шастрам, придумывает что-то своё, потому его ответвление вырождается. Так же люди, особенно в кали-йугу склонны обманывать других. В материальном мире эгоистичные люди могут любую хорошую вещь извратить и использовать в своих корыстных целях. В наше время, когда деградация стала повальной, многие пытаются в наглую эксплуатировать авторитет Вед, заявляя себя их приверженцами, хотя они вообще никакого отношения не имеют ни к Ведам, ни к авторитетным сампрадаям и гуру-парампаре. Они просто используют ведическую терминологию и придумывают свои лжеучения, чем вводят людей в заблуждение, объявляют себя великими учителями и даже воплощениями Бога. Саи Баба, Ошо, Махариши, Садхгуру и им подобные, все они являются обманщиками. Их выдуманные учения не соответствуют шастрам. Весь этот так называемый «индуизм» и его современная мутация «нью-эйдж» никакого отношения к авторитетному ведическому знанию не имеют. Искренний искатель Истины должен это учитывать и не позволять обманывать себя. Чтобы избежать этого, нужно тщательно изучая шастры составить ясное представление о духовной науке, найти тех, кто тоже изучает шастры и следует им на практике и общаться с ними. Общаясь с искренними учениками не трудно будет обнаружить и истинного духовного учителя. Так мы присоединяемся к живой ветви парампары, учимся, служим, восстанавливаем отношения с Богом, и достигнув совершенства возвращаемся домой в духовный мир.
тасма̄д гурум̇ прападйета
джиджн̃а̄сух̣ ш́рейа уттамам
ш́а̄бде паре ча нишн̣а̄там̇
брахман̣й упаш́ама̄ш́райам«Поэтому любой человек, который всерьез стремится к подлинному счастью, должен отыскать истинного духовного учителя и принять его покровительство, получив у него посвящение. Истинным гуру является тот, кто, размышляя над словами священных писаний, понял их выводы и способен убедить других в истинности этих выводов. Таких великих личностей, которые, отбросив все материальные соображения, избрали своим прибежищем Верховного Господа, следует считать истинными духовными учителями».
Шримад-Бхагаватам, 11.3.21
На заре творения нашей вселенной Кришна лично поведал ведическое знание первому живому существу Брахме, тот передал его своему сыну Нараде, Нарада передал своему ученику Вйасадеве, который передал его множеству своих учеников, в том числе Шукадеве и Мадхаве, от Мадхавы по парампаре ведическое знание дошло до Шрилы Прабхупады, который и открыл его всему миру.
касмаи йена вибха̄сито ’йам атуло джн̃а̄на-прадӣпах̣ пура̄
тад-рӯпен̣а ча на̄рада̄йа мунайе кр̣шн̣а̄йа тад-рӯпин̣а̄
йогӣндра̄йа тад-а̄тмана̄тха бхагавад-ра̄та̄йа ка̄рун̣йатас
тач чхуддхам̇ вималам̇ виш́окам амр̣там̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи«Я медитирую на эту безупречно чистую Высшую Абсолютную Истину, которая свободна от страданий и смерти. Именно Она на заре творения Сама вручила Брахме этот несравненный светоч знания. Брахма передал это знание мудрецу Нараде, а тот — Кришне-Двайпаяне Вйасе. Шрила Вйаса раскрыл «Бхагаватам» величайшему из мудрецов, Шукадеве Госвами, а Шукадева милостиво поведал его Махарадже Парикшиту».
Шримад-Бхагаватам, 12.13.19
Действующая в нынешнее время парампара имеет следующий состав:
- Шри Кришна – Верховная Личность Бога;
- Брахма – вторичный творец и правитель нашей вселенной, основатель сампрадаи;
- Нарада – сын Брахмы, духовный учитель всей вселенной;
- Шрила Вйасадева (Вйаса) – шакти-авеша аватара, литературное воплощение Бога, составитель Ведических писаний;
- Мадхва;
- Падманабха;
- Нрихари;
- Мадхава;
- Акшобхья;
- Джая Тиртха;
- Гьянасиндху;
- Даянидхи;
- Видьянидхи;
- Раджендра;
- Джаядхарма;
- Пурушоттама;
- Брахманья Тиртха;
- Вьяса Тиртха;
- Лакшмипати;
- Мадхавендра Пури;
- Ишвара Пури (Нитьянанда, Адвайта);
- Господь Чайтанйа – самое милостивое воплощение Бога;
- Рупа (Сварупа, Санатана);
- Рагхунатха, Джива;
- Кришнадас;
- Нароттама;
- Вишванатха;
- (Баладева), Джаганнатха;
- Бхактивинода;
- Гауракишора;
- Бхактисиддханта Сарасвати;
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада – распространил Веды по всей земле.
Книги А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады содержат изначальный санскрит, его транслитерацию, пословный перевод, литературный перевод и подробный комментарий в строгом соответствии с шастрами и разъяснениям предыдущих учителей (ачарйев). Изложив ведическое знание авторитетным образом на понятном современным людям языке, Шрила Прабхупада сделал его доступным и актуальным для всего человечества. Ученики Шрилы Прабхупады, которые строго следуют шастрам, передают то же самое знание и парампара продолжается.
Критерием истины является практика. Если человек начинает изучать книги Шрилы Прабхупады, слушать его лекции и практиковать преданное служение (бхакти-йогу), рекомендованную в Ведах, он получает живой опыт общения с Богом, обретает умиротворение и жизнь его во всех аспектах меняется в лучшую сторону. Бог является источником любви и блаженства, подобно тому, как огонь является источником тепла и света. Если мы хотим согреться и осветить тьму, нам нужен огонь, если мы хотим стать счастливыми и по-настоящему любить, нам нужен Бог. Нет другого пути. Все наши проблемы и неурядицы, неудовлетворённость и страдания имеют одну причину – мы утратили отношения с Богом, злоупотребив своей свободой воли. Восстановить эти утраченные отношения – это цель человеческой жизни и именно этому учат Веды, а гуру-парампара предназначена помочь нам в этом.