Энергии Верховной Личности Бога

Три энергии Абсолюта

Веды утверждают, что Верховная Личность Бога Шри Кришна, являясь Абсолютом, обладает безграничными энергиями. Одно из качеств Верховной Личности называется сатйа-санкалпа, что означает следующее: Любое Его желание или намерение всегда в совершенстве выполняется Его разнообразными энергиями. Его желание – это уже свершившийся факт.

Верховному Господу нет необходимости тяжело трудиться для того, чтобы что-то происходило в духовном и материальном мироздании. Всё приводится в движение безграничными энергиями Кришны, которые действуют в соответствии с Его желанием и волей. Это происходит точно также как, например, у нас: мы хотим чтобы рука почесала затылок и это тут же происходит. Мы являемся душой, а материальное тело – это наша энергия, наша энергия мгновенно удовлетворяет наше желание. Точно так же всё что существует служит Кришне, являясь Его энергиями. Всё, что мы наблюдаем в окружающем мире, всё что нам кажется привычным и понятным, или удивительным и непознанным – всё это действие различных энергий Бога, которые подчиняются Его высшей воле.

Его энергии бесчисленны, божественны, вечны и составляют всё сущее. Энергии Кришны всегда находятся с Ним, Ему не нужно делать что-либо, чтобы приобрести их. И по количеству, и по качественному составу, Его энергии бесконечны, и они постоянно расширяются. Поэтому их невозможно полностью описать, они непостижимы для материального ума. Иногда эти энергии проявляются, а иногда находятся в непроявленном состоянии. Множество противоречивых возможностей и энергий сосуществуют в Верховной Личности Бога, но, поскольку Он является Абсолютом, все эти противоречия примиряются в Нём. Пока живое существо находится в материальном мире в состоянии иллюзии, т.е., воспринимая мир через призму несовершенных чувств и ума, оно не способно понять многих вещей. Материальный ум, ограниченный небольшим количеством серого вещества, не в силах охватить безграничное. У того, кто живёт на уровне ума, просто не укладывается в голове, как все эти непостижимые энергии исходят из Верховной Личности Бога, и как Он существует в бесчисленных формах, как Господин и духовных, и материальных энергий, находящихся как в проявленном состоянии, так и в состоянии потенциала.

Между энергиями нет разницы, поскольку с духовной точки зрения все они являются достоянием Кришны. В Ведах мы можем встретить утверждение, что всё есть брахман (дух). Это выражение указывает на единство Бога и Его энергий. Вместе с этим Веды описывают, что Личность Бога всегда имеет собственное существование, как Высший Источник этих энергий. Таким образом, Кришна всегда един со своими энергиями, и одновременно всегда отличен от них. В пример можно привести Солнце. Солнце обладает двумя энергиями: светом и теплом. Энергии тепла и света неотличны от Солнца, но они не Солнце. Мы говорим: «Солнце вошло в комнату», но оно вошло не лично, а посредством своих энергий – света и тепла. Так и всё мироздание – это энергии Бога, они божественны, они неотличны от Него, но они не Бог, они служат Ему. Тот, кто глубоко понимает эту истину, и смотрит сквозь неё на мир, достигает вершин самоосознания.

Хотя, с точки зрения Верховной Личности Бога все энергии едины, однако, с точки зрения живых существ, между энергиями Абсолюта необходимо проводить различие, поскольку, соприкасаясь с разными энергиями живое существо может переходить в то или иное состояние. Пребывая в материальном мире, живому существу важно выйти из состояния иллюзии и понять реальное положение вещей. Для более лёгкого понимания Веды подразделяют энергии Кришны на три категории:

  1. антаранга-шакти – внутренняя, высшая, духовная;
  2. бахиранга-шакти – внешняя, низшая, материальная;
  3. татастха-шакти – пограничная, частицы высшей энергии, склонные попадать под влияние низшей энергии;

«Энергия Господа Кришны естественным образом проявляется в трех формах: как духовная энергия, энергия, состоящая из живых существ, и иллюзорная энергия».

Шри Чайтанйа-чаритамрита, Мадхйа-лӣла̄ 20.111

Духовный мир является проявлением внутренней энергии; материальный мир – проявление внешней энергии; живые существа (души), являясь частицами внутренней энергии, относятся к пограничной энергии.

Шри Чайтанйа-чаритамрита, Мадхйа-лӣла̄ в стихах 8.151-157 описывает энергии Господа следующим образом:

«Кришна обладает бесчисленными энергиями, которые можно разделить на три основные категории: духовная энергия, материальная энергия и пограничная энергия, то есть живые существа. Иными словами, у Бога есть три вида энергий: внутренняя, внешняя и пограничная. Но хотя все они принадлежат Богу, внутренняя энергия представляет собой Его личную энергию и потому выше двух других. Изначальная энергия Господа Вишну – это высшая, или духовная, энергия, и живое существо, по сути, относится к ней. Но существует и другая энергия, именуемая материальной, и эта третья энергия исполнена неведения. Изначально Кришна – сач-чид-ананда-виграха, трансцендентное олицетворение вечности, знания и блаженства. Поэтому Его личная, внутренняя энергия тоже проявляется трояко. Хладини – это Его аспект блаженства, сандхини – аспект вечного бытия, а самвит – аспект сознания, или воспринимающей способности, который также называют знанием. Мой дорогой Господь, Ты – средоточие всех трансцендентных качеств. Твоя энергия наслаждения, энергия бытия и энергия знания на самом деле представляют собой единую духовную внутреннюю энергию. Обусловленная душа, хотя и духовна по природе, иногда испытывает удовольствие, иногда страдание, а иногда удовольствие вперемешку со страданием. Это следствие её соприкосновения с материей. Но Ты выше всех материальных качеств и потому свободен от них. Твоя высшая, духовная энергия полностью трансцендентна, и для Тебя не существует таких относительных понятий, как удовольствие, удовольствие с примесью страданий и сами страдания. Энергия, именуемая хладини, доставляет Кришне духовное блаженство. Посредством этой энергии наслаждения Кришна Сам испытывает все духовные наслаждения. Хотя Господь Кришна — воплощение счастья, Он наслаждается всеми видами духовного блаженства. Блаженство, которое испытывают преданные Кришны, также проявлено Его энергией наслаждения. Сутью энергии наслаждения является любовь к Богу (према). Поэтому, объясняя природу любви к Богу, также можно испытать всю полноту духовного блаженства. Сущность любви к Богу называется махабхавой, духовным экстазом, и олицетворением этого экстаза является Шримати Радхарани».

Внутренняя энергия

К внутренней энергии Кришны относятся все планеты духовного мира (вайкунтхи), Его бесчисленные имена, образы, атрибуты, качества, игры (лилы), Его вечные спутники и т.д. Внутренняя энергия обладает личностной природой, обладает сознанием (чит-шакти). Все эти трансцендентные личности вечно служат Кришне и Кришна вечно отвечает им взаимностью. Поэтому эту категорию личностей называют внутренней энергией, что указывает на особую близость их взаимоотношений с Кришной.

Внутренняя энергия проявляется в трёх основных аспектах:

  1. Сандхини-шакти – энергия вечного бытия, субстанция из которой состоит духовный мир. Трансцендентная земля, дома, одежда, утварь и другие «предметы» в духовном мире принадлежат к этой категории. Энергией сандхини-шакти повелевает Господь Баларама.
  2. Самвит-шакти – энергия знания. Благодаря этой энергии происходит процесс взаимодействия между Кришной и Его бесчисленными преданными – в ходе которого преданные служат Ему, а Кришна принимает их служение. Все духовные чувства «работают» на этой энергии – когда мы видим Кришну, слышим мелодию Его флейты, делаем что-то для Него, говорим о Нём, вкушаем Его прасад и т.д.
  3. Хладини-шакти – энергия наслаждения, она проявляется в виде безграничного блаженства, которое взаимно испытывают Кришна и Его преданные в процессе чистого преданного служения. Шримати Радхарани олицетворяет сущность всей хладини-шакти.

Внешняя энергия

Внешняя энергия Господа называется так потому, что она как бы отделена от Него. Внешняя энергия образует этот материальный мир, состоящий из трёх гун материальной природы (благость, страсть и невежество) и результатов их взаимодействия и преобразования – материальных элементов, планет, форм жизни, органов чувств и т.д. Всё что мы наблюдаем в материальном мире состоит из внешней энергии Кришны. Внешнюю энергию также называют майа-шакти или маха-майа. Майа буквально означает «то, чего нет», она погружает в иллюзию, заставляя принимать одно за другое.

По отношению к дживам, отказавшимся от Кришны из-за желания наслаждаться независимо от Него, внешняя энергия, или майа проявляется двояко, как: пракшепатмика-шакти и аваранатмика-шакти. При помощи первой энергии она привлекает к себе обусловленное живое существо и связывает его, а затем при помощи второй энергии стягивает его и погружает в иллюзию.

Находясь под влиянием внешней энергии, из-за меняющихся желаний и накопленных реакций за свои поступки (карма), душа вынуждена менять предоставляемые маей материальные тела и постоянно проходить через болезненные процессы, связанные с рождением, старением, болезнями и смертью.

Задача майа-шакти заключается в том, чтобы исправлять заблудшие души. Она даёт им возможность удовлетворять любые свои желания, даже самые низменные, получать последствия своих поступков и страдать от них, что в конечном итоге приводит их к разочарованию в самой идее «наслаждаться независимо от Бога» и побуждает стремиться обратно к Нему в духовный мир под покровительство внутренней энергии.

Пограничная энергия

Все живые существа – дживы, в том числе и мы с вами, относимся к пограничной энергии Верховного Господа.

Душа имеет возможность по своему выбору принимать прибежище либо в духовном мире, либо в материальном, таким образом ставить себя в зависимость от одной из двух энергий: внутренней или внешней. Суть этого выбора заключается в её желании: кому она хочет служить, Богу или себе? Эта свобода выбора живых существ и определяет их положение как пограничное.

Место на берегу реки, которое то покрывается водой, то является сушей, называется «тата». Это место относится как к земле, так и к воде, и поэтому ему присущи характеристики как земли, так и воды. Индивидуальные души по своей природе полностью духовны (брахман, т.е. относятся к внутренней энергии). Тем не менее, они могут попадать под влияние мёртвой материальной энергии. В этом индивидуальная душа отличается от Бога и духовного мира, которые никогда не соприкасаются с миром материи. Живое существо, в отличие от Бога, не может быть самодостаточным. Его природа – пограничная, и в результате этого индивидуальная душа испытывает объективную потребность принимать прибежище либо во внутренней (духовной) энергии Бога, либо в Его внешней (материальной) энергии. 

Веды описывают, что настоящим домом для души, является духовный мир, а не материальный, а её вечное предназначение – служение Богу, а не себе.

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣шн̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣шн̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’, ‘бхеда̄бхеда-прака̄ш́а’

сӯрйа̄м̇ш́а-киран̣а, йаичхе агни-джва̄ла̄-чайа
сва̄бха̄вика кр̣шн̣ера тина-прака̄ра ‘ш́акти’ хайа

«Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны и представляет собой проявление Господа, которое тождественно Ему и в то же время отлично от Него, как луч солнечного света или искра огня тождественны своему источнику и одновременно отличны от него. У Кришны есть три вида энергии».

Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа-лӣла̄, 20.108-109

Когда душа принимает прибежище в материи, она покрывается невежеством, она забывает свою истинную духовную природу и своё вечное положение слуги Бога. Это похоже на то, как облака иногда скрывают от нашего взора солнце, но само солнце при этом остаётся неизменным. В данном примере облака сравниваются с материальной энергией, тогда как солнце – с духовной, внутренней энергией, неотличной от Самого Кришны, к которой относится и душа.

Может возникнуть вопрос: для чего Бог всё это устроил, ведь в материальном мире души вынуждены страдать?

Ответ заключается в том, что Бог хочет любви со стороны живых сущетв и предлагает всем живым существам Свою любовь, но любовь не может быть по принуждению, поэтому Он даёт живым существам выбор: быть с Ним в любовных отношениях или делать всё что им заблагорассудится по своему усмортению. Материальный мир как раз является тем местом, где эгоистичная душа может делать всё что хочет и получать последствия своей деятельности. Майа (внешняя энергия Господа) предоставляет для этого все возможности: любые тела, ресурсы, декорации и т.д. Страдания – это следствие заблуждений и злоупотребления своей независимостью. Например, государство даёт гражданам возможность получить образование, поступить на работу, заниматься спортом, посещать парки и т.д., быть хорошим гражданином, и так же оно даёт свободу выбора совершить преступление (оно никого на цепи не держит), но оно обязано наказывать преступников и исправлять их, чтобы они не беспокоили законопослушных граждан. Поэтому государство строит не только университеты и другие социальные учреждения для труда и досуга, но и тюрьмы, а какими возможностями воспользоваться и куда попасть выбирают сами граждане. В этом смысле, материальный мир – это тюрьма для преступных душ, потому нас называют падшими душами, здесь исправительная колония, а майа осуществляет исправительные мероприятия и наказывает нас, для нашего же блага, чтобы мы научились и больше не злоупотребляли своей свободой выбора.

Единство энергий

Несмотря на то, что все энергии и исходят из одного Источника, тем не менее, они действуют по-разному. В пример можно привести электроэнергию, которая в разных условиях может действовать совершено противоположно: в одном случае она используется в обогревателе, но в другом случае в холодильнике. Энергия одна, но в разных ситуациях она выполняет разные функции и приводит к разным результатам.

С помощью внутренней энергии Личность Бога в Своем изначальном образе являет духовные вселенные Вайкунтхалоки, которые существуют вечно и остаются в неприкосновенности даже после разрушения материального мира. С помощью пограничной энергии Господь, подобно сияющему солнцу, распространяет Себя в бесчисленное множество живых существ, которые являются Его частицами. А с помощью внешней энергии Господь являет материальное мироздание, подобно тому как солнце своими лучами создает туман. Материальный мир — это лишь искаженное отражение вечной природы Вайкунтхи. О трех энергиях Абсолютной Истины говорится также в «Вишну-пуране», где сказано, что пограничная энергия (живое существо) в качественном отношении неотлична от внутренней энергии Господа, а внешняя энергия косвенным образом подчинена изначальной причине. Майя, энергия иллюзии, вводит живые существа в заблуждение, подобно туману, который заслоняет солнечный свет и сбивает путника с пути. Майя качественно ниже пограничной энергии, состоящей из живых существ, неотъемлемых частиц Господа, и тем не менее она обладает властью над ними, как туман, поглощающий часть солнечных лучей, но не способный скрыть само Солнце. Пребывая во власти иллюзии, живые существа меняют тела одно за другим, получая то тело ничтожного муравья, то тело Брахмы, создателя вселенной. Прадхана, или первопричина в безличном её проявлении, — это не что иное, как Верховный Господь, личностный образ которого можно увидеть только в пределах внутренней энергии. Господь проявляет Себя в виде материальной, вселенской формы с помощью Своей непостижимой энергии. По сути, все три энергии Бога — внутренняя, внешняя и пограничная — едины, но действуют они по-разному, подобно электричеству, которое при разных обстоятельствах вырабатывает либо холод, либо тепло. Внешняя и пограничная энергии называются так в силу разницы в условиях существования, но эти условия не распространяются на внутреннюю энергию. Также следует отметить, что условия, в которых действует внешняя энергия, отличаются от тех, что влияют на энергию пограничную. Человек, постигший все тонкости, связанные с действием энергий Верховного Господа, обретет необходимое знание и не сможет больше оставаться на позициях невежественного имперсоналиста-эмпирика.

кр̣шн̣ера сварӯпа, а̄ра ш́актитрайа-джн̃а̄на
йа̄н̇ра хайа, та̄н̇ра на̄хи кр̣шн̣ете аджн̃а̄на

«У того, кто постиг истинную природу Шри Кришны и три Его энергии, не может быть ложных представлений о Нём».

Шри Чайтанйа-чаритамрита, А̄дӣ-лӣла̄, 2.96
Поделиться с друзьями
БХАКТИМИР