Девять ступеней бхакти, этапы преданного служения Богу

Практика бхакти-йоги – это научный процесс преданного служения, который позволяет душе достичь совершенства жизни – любви к Богу и вернуться Домой в Духовный мир. Существует девять этапов преданного служения или ступеней бхакти: от шраддхи до премы, в этой статье мы дадим их краткое описание.

Ступень 1: Шраддха – вера в процесс преданного служения

Всё начинается с небольшого интереса к философии и практике сознания Кришны (бхакти), некоторого доверия, что возможно это принесён нам что-то хорошее.

Человек начинает накапливать необходимое для преданного служения благочестие неосознанно (агьята-сукрити), когда неожи­данно для себя слышит на улицах города святые имена Кришны, получает общение с преданными, приобретает книгу о бхакти, совершает пожертвование и т.п. Преданные Гос­пода, движимые состраданием, которое является естественным проявлением бхакти в их сердцах, используют любые возможности, чтобы занять человека служением Кришне. Они проповедуют ему, угощают прасадом (пища предложенная Господу), приглашают на мероприятия и т.д. Так человек постепенно накапливает благочестие, его доверие к преданным, философии и практике бхакти растёт и в глубине его сердца зарождается вера (шраддха).

Неверующий никогда не достигнет успеха в преданном служении. Обрести веру можно лишь в общении с преданными. Поистине несчастны те, кто, даже услышав от великих душ все доводы Вед, тем не менее не обретает веры в Бога. Вечно сомневающиеся и колеблющиеся, они не могут неуклонно заниматься преданным служением Господу. Таким образом, вера – один из главных факторов духовного развития в сознании Кришны. В «Чайтанья-чаритамрите» сказано, что вера – это непоколебимая убеждённость в том, что, просто служа Верховному Господу Шри Кришне, можно достичь высшего совершенства. Такая убеждённость называется истинной верой. 

Таким образом, изначальный небольшой интерес побуждает человека соприкасаться с преданными, совершать неосознанное преданное служение, узнавать о бхакти больше, в результате чего у него возникает вера в процесс преданного служения.

Все это называется шраддха, или трансцендентная вера – семя преданного служения.

Ступень 2: Садху-санга – общение с преданными

Благодаря шраддхе человек начинает общаться с преданными, и в результате такого об­щения его вера возрастает. Он знакомится с преданными, посещает лекции, задаёт им вопросы и получает ответы, начинает читать книги, вкушать прасад, повторять Харе Кришна мантру и следо­вать регулирующим принципам. Так человек привыкает использовать свои навыки, деньги или жиз­ненный опыт, чтобы помогать преданным. Так его вера растёт, и к какому-то моменту она развивается настолько, что он реша­ется попросить одну из возвышенных личностей стать его духовным учителем и полно­стью вверить себя его наставлениям на пути домой назад к Богу. Он получает посвящение от духовного учителя и затем начинается следующая ступень.

Ступень 3: Бхаджана-крия – практика преданного служения

Человек принимает прибежище у садху и под его руководством начинает практиковать садхана-бхакти (разнообразный набор действий в преданном служении).

Под руководством духовного учителя он всё серьёзнее и серьезнее практикует метод регламентированного преданного служения ваидхи-бхакти.

В начале его преданное служение неустойчиво. Такое преданное служение называется аништхита-бхаджана-крия.

Вот некоторые возможные проявления этой неустойчивости, над которыми необходимо работать:

  • Утсаха-майа – ложная самоуверенность, ложный энтузиазм. Только что вступив на путь преданного служения, человек может возомнить, что уже достиг совершенства. Такую ребяческую самоуверенность начинающего преданного и называют утсаха-майей, или энту­зиазмом дилетанта.
  • Гхана-тарала– резкие взлёты и падения. Иногда человек с энтузиазмом выполняет преданное служение, а иногда проявляет к нему полное безразличие. Такое чередование при­лежности и безразличия называется гхана-тарала (взлёты и падения).
  • Вйудха-викалпа– означает подверженность сомнениям и непостоянство на уровне ума. Ум мечется, принимает и отвергает то одно, то другое. Одним из признаков этих непрерывных измышлений является то, что человек не думает о Кришне.
  • Вишайа-сагара – объявление войны чувственным наслаждениям. Понимая, что жажда материальных наслаждений насильно увлекает его ум и ослабляет его решимость постоян­но служить Кришне, человек решает раз и навсегда покончить со своими материальными привычками. Но зачастую его попытки заканчиваются тем, что он ещё больше привязывает­ся к тому, от чего хотел бы отказаться. О таком человеке в «Шримад-Бхагаватам» (11.20.27-28) говорится: «Мой преданный, в котором пробудилась вера в рассказы обо Мне, испытывает отвращение ко всем видам материальной деятельности, понимая, что удовлетво­рение чувств ведёт к страданию. Но, несмотря на все его усилия, иногда он все же оказыва­ется неспособным совладать с вожделением и делает то, что в конечном итоге приносит ему страдания. Такой преданный должен покаяться в совершенной ошибке и продолжать поклоняться Мне с любовью и верой».
    Преданный понимает, что если он хочет прогрессировать в сознании Кришны, то он не просто должен привязываться к какому-то пути отречения, но также должен отбросить саму идею наслаждаться в будущем тем, от чего отказался сейчас.
  • Нийама-акшама– неспособность следовать принятым обетам. Иногда практикующий бхакти принимает решение: «С сегодняшнего дня я буду повторять такое-то количе­ство кругов, и предлагать в день столько-то поклонов. Я буду постоянно служить предан­ным, прекращу поддерживать разговоры, не относящиеся к Господу, и буду всячески избе­гать общества людей, занятых разговорами на мирские темы». Но, несмотря на ежедневное принятие таких обетов, он не находит в себе сил следовать им, это называется нийама-акшарой, или неспособностью осуществить принятое решение. В отличие от вашайа-сагары, неспособности отказаться от материальных привязанностей, нийама-акшара прояв­ляется в неспособности улучшить своё преданное служение.
  • Таранга-рангини – наслаждение материальными результатами преданного служения. Хорошо известно, что сама природа бхакти исполнена притягательности, и потому предан­ный, являющийся обителью бхакти, становится привлекательным для всех людей. Бхакти предоставляет человеку все возможности обрести материальную славу, почёт и поклонение, которые являются сорняками, окружающими росток бхакти. Стремление к наслаждению (ранга) этими тремя формами материального успеха, которые являются всего-навсего не­большими волнами (таранга) на поверхности океана бхакти, называются таранга-рангини, или наслаждение материальными результатами преданного служения.

Но, несмотря на неустойчивость в преданном служении, преданный строго соблюдает обеты, данные духовному учителю при посвящении. Он следует четырем регулирующим принци­пам, повторяет минимум шестнадцать кругов Харе Кришна маха-мантры на чётках, старает­ся избегать оскорблений. Встаёт рано утром, проводит мангала-арати. Служит вайшнавам и старается распространять послание сознания Кришны невинным людям. Следует прави­лам чистоты и правилам вайшнавского этикета. Выполняя надлежащим образам практику преданного служения, он начинает очищаться от всего что мешает развитию его сознания Кришны.

Ступень 4: Анартха-нивритти – избавление от нежелательных качеств и привычек

Благодаря практике преданного служения нежелательные материальные привязанности начинают исчезать. Это стадия, которая может пройти очень быстро, а может занять десятки лет или даже не одну жизнь – здесь всё зависит от того, насколько человек искренне в своём преданном служении следует наставлениям священных писаний и духовного учителя, избегает оскорблений и отказывается от всего неблагоприятного для бхакти. Слово артха означает «богатство», «достояние», а анартха означает нечто нежелательное, препятствующее проявлению естественной склонно­сти к преданному служению. Сила привязанности к Кришне и преданному служению Ему об­ратно пропорциональна наличию анартх. В полной мере очищение от анартх и их следов происходит, когда преданный входит в личное общение с Кришной, когда, обретя прему, он оставляет своё материальное тело.

Когда преданный действительно достигает стадии анартха-нивритти, начинает замечать в себе массу ужасных качеств: вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзия, гордость. Люди живут покрытые пеленой иллюзии, потому не замечают в себе все эти дурные качества, но повторение святого имени и преданное служение очищают сердце, иллюзия постепенно спадает и анартхи начинают выходить наружу. Это подобно тому, как во время уборки пыль поднимается в воздух.

Шрила Бхактивинода Тхакур в книге «Бхаджана-рахасья» описал различные катего­рии анартх, чтобы мы могли осознанно с ними работать.

  • Таттва-вибхрама – иллюзии в отношении духовной истины:
    • Иллюзии относительно своей собственной сущности;
    • Иллюзии относительно положения Верховной Личности Бога;
    • Иллюзии относительно метода садхана-бхакти, а также её результата – према-бхакти;
    • Иллюзии относительно препятствий на пути преданного служения.
  • Асат-тришна – материальные желания:
    • Желания материальных объектов;
    • Желания достичь райских планет;
    • Желания обрести мистические совершенства;
    • Желания освобождения.
  • Апарадха –оскорбления:
    • Оскорбления имени Господа;
    • Оскорбления формы Господа (при поклонении Божествам);
    • Оскорбления преданных;
    • Оскорбления обычных живых существ.
  • Хридайа-даурбалйа – слабости в сердце:
    • Привязанность к объектам, не связанным с Кришной;
    • Обман или склонность придираться к другим;
    • Завистливость;
    • Желание славы.

Мы должны различать в себе эти анартхи, стараться избавиться от них и искренне молиться о милости Святому Имени.

Ступень 5: Ништха – обретение постоянства в преданном служении и твёрдой веры

Когда практически всё нежелательное уходит из сердца преданного, его вера становится непоколебимой, и он строго и с великим вниманием следует садхане.

Постепенно благодаря практике преданного служения преданный выходит из-под влияния низ­ших стихий природы, страсти и невежества, и обретает постоянство и устойчивость. Он ощущает, что избавляется от пяти видов препятствий, которые возникают под влиянием анартх и отвлекают его от постоянной сосредоточенности на пути преданного служения.

Вот эти пять препятствий:

  • Лайа – тенденция засыпать во время джапы или лекций по «Шримад-Бхагаватам».
  • Викшепа – это склонность к беспокойству ума, когда мы переключаемся на мирские темы во время совершения преданного служения (например, легкомысленные разговоры во время джапы и т.д.);
  • Апратипатти – безразличие ко всему духовному, означает возникающее время от вре­мени нежелание совершать киртанам и другое служение, несмотря на отсутствие сонливости и беспокойств;
  • Кашайа – греховные привычки, внутренняя тенденция впадать в гнев, испытывать жадность и гордость;
  • Расасвада – вкус к материальным наслаждениям или неспособность сосредо­точить внимание на киртане или любом другом виде служения при появлении возможности чувственных материальных удовольствий.

Ништха означает свободу от этих пяти пороков. Преданный, находящийся на этом уровне, возможно, ещё не имеет сильной привязанности к преданному служению и ещё не избавился от всех апарадх, или оскорблений Святого Имени. Но силой духовного разума, который даёт ему Кришна, он в состоянии контролировать свой ум и заниматься чистым преданным служе­нием практически 24 часа в сутки.

Преданному, находящемуся на ступени ништха, присущи следующие возвышенные качества:

  • Смирение;
  • Почтительно отношение к другим;
  • Отсутствие гордости;
  • Сострадание.

Если мы доберёмся до уровня ништхи, то практически большая часть наших привязанностей и ложных концепций уйдёт. С этого момента наше преданное служение ста­новится естественным и спонтанным.

Ступень 6: Ручи – вкус к преданному служению Господу

Когда следование садхане становится твёрдым, человек развивает подлинный, устойчи­вый вкус к преданному служению.

Постепенно вера обретает форму вкуса к преданному служению: слушанию о Господе, пересказу услышанного и т.д., который настолько силён, что заставляет преданного забыть обо всем остальном. В отличие от предыдущих стадий, на стадии ручи постоянное повторе­ние и слушание не вызывает у преданного ни малейшей усталости и, более того, он получает всё большее и большее удовлетворение.

На этой стадии его сознание почти полностью одухотворяется, а материальные аспекты «я» и «моё» отходят на второй план, и он вспоминает о них с отвращением.

Вскоре преданный становится подобными пчеле, вкушающей нектар сладкого плода «Шримад- Бхагаватам». Его медитация становится непрерывной и свободной от материальных мыс­лей и образов. Не желая ни на минуту покидать общество преданных, он слушает и гово­рит с ними о нектарных играх Господа, наслаждаясь и неустанно прославляя их, забывая обо всём остальном. И его не затрагивает внешняя привлекательность имени, качеств, форм, игр Господа и т.д. Например, ему всё равно, насколько мелодия киртана приятна на слух, и обладает ли хорошими вокальными данными его ведущий. Он всё своё свободное время посвящает проповеди, распространению трансцендентной литературы и служению Господу и вайшнавам (Его преданным).

Ступень 7: Асакти – Привязанность к Господу

Очень скоро, после того, как вкус к слушанию, повторению святого имени и другим видам преданного служения достигнет достаточную глубину, и единственным объектом преданного служения становится Кришна, преданный достигает стадии асакти или любов­ной привязанности к Господу. Его духовные качества проявляются в полную силу, а мате­риальные лишь изредка. Его ум спонтанно привлекается к темам, связанным с Кришной, и эта медитация становится очень глубокой. На этом уровне он начинает осознавать свою вечную форму и взаимоотношения с Кришной в духовном мире, как описывает это Господь Чайтанья в пятом стихе Шикшаштаки:

айи нанда-тануджа кинкарам
патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипайа тава пада-панкаджа
стхита-дхули-садришам вичинтайа

«О сын Махараджи Нанды (Кришна), я Твой вечный слуга, и все же я попал в океан рожде­ний и смертей. Пожалуйста, вызволи меня из этого океана смерти и дай мне место среди пы­линок у Твоих лотосных стоп».

Ступень 8: Бхава – проявление чувств, предшествующих любви к Богу

На этом этапе развития бхакти преданное служение выполняется с искренним и горячим желанием удовлетворить Кришну и делает преданного достойным принять всю милость Господа. Эта милость нисходит в сердце преданного и начинает пробуждать дремлющее семя любви к Бо­гу.

Наконец, покоренный привязанностью Своего преданного Кришна милостиво проливает на него луч Своей внутренней энергии хладини-шакти. По милости Кришны он полностью осознаёт свои вечные взаимоотношения с Ним и начинает видеть Его образ в своём сердце. От материальных аспектов его сознания остаётся лишь только тень. Его охватывают различные виды экстаза: иногда слёзы льются из глаз, волосы на теле встают дыбом, он непроизвольно смеётся или плачет. Но впрочем, эти признаки могут и не проявляться. Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» описывает подлинные характеристики пре­данного, достигшего уровня бхавы:

  • Он всегда стремится всё своё время занимать в преданном служении Господу. Он не жела­ет быть праздным. Он хочет служить всегда и неуклонно, двадцать четыре часа в сутки;
  • Он всегда сдержан и настойчив;
  • Он всегда отрешён от материального;
  • Он не стремится к материальным почестям;
  • Он всегда уверен, что Кришна прольёт на него Свою милость;
  • Он всегда очень стремится с верой служить Господу;
  • Он очень привязан к повторению Святых Имен Господа;
  • Он всегда стремится описывать трансцендентные качества Господа;
  • Он испытывает блаженство, находясь в местах, где проходили игры Господа, таких как Майапур или Вриндаван.

Уровень бхавы Господь Чайтанья описывает в шестом стихе Шикшаштаки:

найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-рудхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати

«О мой Господь, когда же мои глаза украсятся слезами любви, постоянно текущими в то время, как я произношу Твои святые имена? Когда же я произнесу Твое имя, и в тот же миг сорвется мой голос, а волосы на теле встанут дыбом?»

Ступень 9: Према – чистая любовь к Богу

В сердце преданного полностью пробуждается чистая любовь к Богу, и преданный обре­тает непосредственное любовное служение Господу в своей вечной форме, сварупе.

Наконец, на уровне премы, все материальное осквернение исчезнет без следа, и преданный может тогда не только видеть Господа, но и вступать с Ним в непосредственное общение, служа Ему в Его вечных играх под руководством одного из Его вечных спутников. Иногда же Кришна будет скрываться от него, чтобы через чувство разлуки усилить любовь к Нему. Господь Чайтанья описывает этот уровень в седьмом и восьмом стихах Шикшаштаки:

йугайитам нимешена
чакшуша правришаитам
шунйайитам джагат
сарвам говинда вирахена ме

«О Говинда, в разлуке с Тобой каждое мгновение для меня подобно двенадцати годам и даже более. Слезы текут из моих глаз подобно ручьям, и я ощущаю всю пустоту мира, покинутого Тобой».

ашлиьиайа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанам марма-хатам кароту ва
иатха татха ва вида дхвату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах

«Я знаю, что нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останется таковым навсегда, даже если Он грубо обнимет меня или разобьет моё сердце, скрывшись от меня. Он волен делать со мной всё, что пожелает, все равно Он останется моим высокочтимым Господом, Которому я поклоняюсь».

Према – чистая любовь к Богу, когда преданный полностью отрешён от собственного те­ла. Он не способен его замечать, поскольку полностью поглощён непрекращающимися экс­татическими эмоциями во взаимоотношениях с Кришной. Это состояние полностью отлично от каких-либо сознательных усилий, аскетических подвигов и борьбы. В то время, как садхана-бхакти, которая призвана пробудить эту склонность естественно служить Господу, со­пряжена с определенными сознательными усилиями и борьбой с чувствами и неустойчиво­стью ума, особенно до уровня ништхи.

Человек утверждается в чистом преданном служении, достигнув уровня ништхи. Даль­нейший процесс развития бхакти проходит гораздо быстрее и радостнее. Когда человек раз­вивает вкус к преданному служению (ручи) и привязанность к Кришне (асакти), и уж тем более экстатическую (бхава), и чистую любовь к Богу (према), наличие чистого преданного служения очевидно. Однако, оно также проявляется с первых же ступеней (шраддха, садху-санга) в случае, когда преданный занят правильным образом в садхана-бхакти, главным принципом которой является правило: всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нём («Нектар преданности» главы 2 и 5; «Бхагавад-гита» 12.9 и 6.35 ком.) Чистое преданное служение отличается постоянным стремлением служить Господу, невзирая даже на препятствия в форме материальных жела­ний и беспокойства ума («Бхагавад-гита» 6.6-10 ком.; «Шримад-Бхагаватам» 5.3.12-15; 2.3.10, 12).

Каждая последующая ступень преданного служения включает в себя все предыдущие ступени. Что дальше?

Достигнув уровней совершенства бхавы и премы, душа освобождается из материального плена и возвращается в духовный мир, в Царство Бога, где её преданное служение и любовь к Богу продолжают углубляться.

Узнать больше

➦ Бхакти (бхакти-йога, преданное служение, сознание Кришны)
➦ Девять видов бхакти, методы преданного служения Богу
➦ Санатана-дхарма – вечная деятельность души
➦ Религия (бхагавата-дхарма)

Задать вопрос, подписаться
Поделиться с друзьями
БХАКТИМИР
ru en de fr it es pt nl hi bn ta mr tr ar zh ko ja