«Вора нужно называть вором».
Шрила Прабхупада

Обзор мироустройства: духовный и материальный мир

Веды сообщают о том, что мироздание состоит из духовного и материального мира, и дают подробное описание их устройства. Здесь мы постараемся сделать их краткий обзор.

Духовный мир (Царство Бога)

Духовный мир бесконечен и вечен, он никогда не создавался и никогда не будет разрушен, равно как и всё его содержимое. Он полностью состоит из духовной (внутренней) энергии Бога – дайви-пракрити. В безграничном духовном небе парят бесчисленны духовные планеты именуемые Вайкунтхами, что в переводе с санскрита буквально означает «место, где нет беспокойств». Там нет рождения, нет болезней, нет старости, нет смерти, нет боли и нет страданий. Весь духовный мир залит ослепительным сиянием (брахмаджйоти), исходящим от трансцендентного тела Верховной Личности Бога, от всех планет и обитателей духовного мира.

На каждой Вайкунтхе обитает Верховная Личность Бога, Его называют Вишну или Нарайана. Поскольку Бог Всемогущий и каждая душа связана с Ним личными любовными отношениями, Он распространяет Себя в бесконечное число форм и Лично общается с каждой душой в определённом виде взаимоотношений, которые называются расами. При этом Он всегда остаётся Самим Собой – Одной Верховной Личностью Бога.

Все души на Вайкунтхах являются освобождёнными, это означает, что они ничем не ограничены и любое их желание удовлетворяется в полной мере, они даже могут менять свою форму, если это способствует проявлению их любви к Богу. В духовном мире каждый объект живой, даже пылинки – это всё живые существа, которые определённым образом совершают своё любовное служение Богу (бхакти). Все они обладают полным сознанием Бога, т.е. синхронизированы с Ним:

  • они хотят только того, чего хочет Бог;
  • они постоянно думают только о Нём и о том как лучше служить Ему;
  • они стремятся удовлетворять Его чувства;
  • они самозабвенно совершают служение Ему, ничего не ожидая взамен (без тени корысти).

Бог каждой душе отвечает взаимностью. Поскольку Он является безграничным Источником блаженства (ананда), каждая душа тоже разделяет с Ним Его блаженство. Всё что происходит в духовном мире является играми Бога (лила), все в них участвуют. Эти лилы являются вечными (нитйа), каждая душа играет в них свою роль и все от этого испытывают огромное удовольствие. В духовном мире каждое слово – песня, каждый шаг – танец, каждый день – праздник, и блаженство там постоянно возрастает до бесконечности.

Высшей планетой духовного мира является Голока Вриндавана. Там обитает изначальный Вишну, из которого исходят все остальные экспансии Бога и все души, Он есть причина всех причин, сваям-бхагаванШри Кришна. В этой Своей изначальной форме Верховный Господь являет Свои самые удивительные лилы, и именно с этой формой души могут вступать в самые сокровенные любовные отношения (расы). Рас очень много, и самые возвышенные из них, которые доступны только на Голоке Вриндавана, следующие (по взрастающей):

  • дружеские мальчишеские отношения;
  • родительские и сыновьи отношения;
  • супружеские отношения.

В зависимости от того, каким образом душа хочет с любовью служить Кришне, в такие расы она и вступает с Ним. Господь всегда отвечает каждому живому существу взаимностью. Так кто-то становится Ему другом, они вместе пасут телят, играют в разные игры, устраивают пикники, купаются в реке, развлекаются и т.д. Кто-то принимает на себя роль Его матери и отца, тёти, дяди и других взрослых обитателей Голоки Вриндавана, и они заботятся о Нём как родители: кормят Его, одевают, украшают, воспитывают и т.д. Девушки же, которых называют гопи, вступают с Ним в супружеские отношения.

Голока Вириндавана является высшей целью, которую мы можем достичь. Веды вдохновляют нас стремиться именно туда, и тот кто посвящает свою жизнь этой цели является самым разумным из людей. Сам Кришна провозгласил это Своему преданному Арджуне:

авйакто ’кшара итй уктас
там а̄хух̣ парама̄м̇ гатим
йам̇ пра̄пйа на нивартанте
тад дха̄ма парамам̇ мама

«То, что ведантисты называют непроявленным и нетленным, то, что именуют высшей целью, то место, достигнув которого живое существо никогда не возвращается в материальный мир, — это Моя высшая обитель».

Бхагавад-гита как она есть, 8.21

Парадигма духовного мира Бого-центричная, по этой причине в нём царит полная гармония, любовь и блаженство. Любовь к Богу называется премой и все в неё буквально погружены. Там один Центр, все служат Богу и сотрудничают друг с другом в этом служении, все хотят сделать Его счастливым, и Он всем отвечает взаимностью. Там каждый старается занять положение ниже другого и служить ему, а тот старается служить кому-то другому кто выше и так до бесконечтности, и всех их объединяет одна цель – служить Богу, доставлять Ему удовольствие. Быть слугой, слуги, слуги, слуги, слуги (…) слуги Бога – это самое почётное и блаженное положение в духовном мире. Там нет эгоизма, нет стремления доминировать, нет стремления к господству и эксплуатации, нет зависти, злобы и ненависти, жадности и алчности, и прочих дурных качества, которые нам хорошо знакомы. Это мир бесчисленных слуг и одного Господина, Верховного Наслаждающегося, который Сам является совершенным Слугой Своих преданных. Это мир любви. Служение – это синоним любви, ибо невозможно любить кого-либо ничего для него не делая. Любовь побуждает к действиям чтобы радовать и доставлять удовольствие тому, кого любишь. Таков духовный мир.

Материальный мир

Причина возникновения материального мира

Поскольку души обладают теми же качествами, что и Бог, в том числе качеством свободы воли и независимости, потому некоторые души задумываются о том, чтобы попробовать себя в Его роли, стать в центр, обладать всем, всё контролировать и всем наслаждаться. Однако, в духовном мире это желание не может быть удовлетворено, и оно в принципе не может быть удовлетворено, поскольку душа никогда не может стать Богом, как капля в океане не может стать океаном. Это желание однажды возникнув не даёт душе возможности продолжать жить по законам любви в парадигме духовного мира. Таким образом её према (любовь в Богу) трансформируется в каму (вожделение) – эгоистическое желание наслаждать себя независимо от Бога. Это вынуждает Верховного Господа создать для таких завидующих Ему душ специальное место, чтобы дать им возможность попытаться реализовать свои эгоистические устремления и претензии на господство, разочароваться в этой идее и снова захотеть вернуться в своё естественное положение в исполненных любви отношениях с Богом. Поэтому Он, из своей внешней энергии (апара-пракрити) создаёт материальный мир, который является «игрушечной» имитацией духовного мира и творится по его образу и подобию. Материальный мир — это мир конструктор, разные элементы которого комбинируются между собой, складываются и разбираются в процессе деятельности обусловленных душ.

Начало творения материального мира

Небольшую часть духовного мира застилает духовное облако, которое называется махат-таттвой или причинным океаном (карана-синдху), в котором в тонкой форме содержатся вся совокупность материальных элементов. Полная экспансия Кришны — Господь Маха-Вишну (Каранадакашйи Вишну) ложится на этот океан и погружается в медитативное состояние (йога-нидра). При Его выдохе из пор на Его теле выходят «пузырьки» и заполняют причинный-океан. Эти сферические формы называются брахмандами, они и есть материальные вселенные, в одной из которых мы сейчас находимся. Когда Маха-Вишну делает вдох, все брахманды входят в Него, таким образом материальные вселенные разрушаются, переходят в непроявленное состояние, а их обитатели – обусловленные души, покоятся в трансцендентном теле Маха-Вишну до следующего цикла творения. Пауза между вдохом и выдохом Маха-Вишну равна продолжительности жизни одной материальной вселенной и составляет 311 триллионов 40 миллиардов земных лет. Наша вселенная находится сейчас в середине этого цикла. По размерам наша вселенная считается одной из самых маленьких.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, один из величайших астрологов своего времени, приводит следующую информацию. Согласно «Сиддханта-широмани», длина окружности этой вселенной 18 712 069 200 000 000 * 13 километров.

Шри Чайтанйа-чаритамрита, Мадхйа-лӣла̄, 21.84 (комм.)

Сотворение материальной вселенной

Маха-Вишну бросает взгляд на брахманды и таким образом оплодотворяет их, т.е. помещает в них обусловленные души. Он выделяет из Себя Свою экспансию, которая входит в каждую вселенную как Гарбходакашайи Вишну. Из пор на Его теле выходит вода, она затопляет половину сферы вселенной, образуя вселенский океан габходака. Гарбходакашайи Вишну ложится на этих водах и из Его пупка вырастает стебель вселенского лотоса (ось вселенной), и на вершине которой рождается первое живое существо – Брахма (Сварог), вторичный творец вселенной. Он получает от Вишну ведическое знание и инструкции как создать планетные системы и заселять их живыми существами, что он в последствии и осуществляет. Гарбходакашайи Вишну выделяет из Себя следующую экспансию Кширодакашаи Вишну, который в образе параматмы (Сверхдуши) входит в каждый атом во вселенной и в сердца всех живых существ. Параматма поддерживает весь порядок во вселенной и контролирует все происходящие в ней процессы, она направляет всех живых существ, оценивает их поступки и воздаёт каждому по заслугам.

Материальные первоэлементы, тонкие и грубые тела

Во вселенной существуют три тонких (ложное эго, разум и ум) и пять грубых материальных элементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля) из которых формируются все материальные объекты и тела живых существ.

Самым тонким элементом является ложное эго (аханкара), которое покрывая душу заставляет её забыть о своей истинной духовной природе и отождествлять себя с временными материальными телами, которые она получает. Следующее покрытие души – это разум (буддхи), он отвечает за память, рациональное мышление и планирование. Следующие покрытие – это ум (манас), который отвечает за желания, чувства и эмоции. Эти три элемента составляют тонкое тело живого существа (психика, биополе), которое всегда сопровождает душу в её скитаниях в материальном мире. Именно тонкое тело переносит душу из одного грубого тела в другое в процессе реинкарнации.

Грубые физические тела, которые мы можем наблюдать, состоят из сочетания пяти грубых элементов.

Каждый из восьми материальных элементов включает в себя более тонкие из них. Так в твёрдом состоянии материи (земля) присутствуют все предыдущие элементы, но в огне уже нет земли и воды, а в уме есть только разум и ложное эго. При этом душа может иметь тела из любых сочетаний этих элементов. Например, мы можем наблюдать только тела, состоящие из всех элементов сразу. Однако, на Солнце души получают огненные тела, в их телах нет воды и земли, существуют так же тела, ограниченные эфиром (тонкие сущности, приведения). В Ведах говорится, что у Брахмы – первого живого существа и управителя этой вселенной, тело состоит из чистого разума.

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию. Помимо нее, о могучерукий Арджуна, есть другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией. В этих двух природах берут начало все сотворенные существа. Знай же, что Я начало и конец всего в этом мире, который представляет собой соединение материи и духа».

Бхагавад-гита как она есть, 7.4-7.6

Три гуны материальной природы

Все объекты во вселенной состоят из этих восьми элементов, они формируются, существуют и разрушаются под действием трёх гун (качеств) материальной природы и их сочетаний:

  • Раджа-гуна (страсть) отвечает за созидание. Всё что формируется, создаётся, растёт, делается, движется, происходит под влиянием этой гуны.
  • Саттва-гуна (добродетель, благость) отвечает за поддержание объектов и их функционирование.
  • Тама-гуна (невежество) отвечает за процессы деградации и разрушения.

Гуны своими бесконечными вариантами сочетаний влияют на материальные элементы побуждая их слагаться в разные совокупности (объекты), существовать вместе, действовать и разрушаться. Всё что есть в материальном мире и всё что здесь происходит, пронизано гунами материальной природы и является проявлениями их деятельности.

Гуны представляют собой своего рода троичный код, подобно тому как в компьютере нули и единицы (разряды электричества) проявляют образы, слова, звуки и т.д. Так и гуны сочетаясь проявляют формы, звуки, запахи, события и т.д. Другой пример – это три основных цвета: красный, синий и жёлтый. В разных сочетаниях они образуют всю бесконечную палитру цветов, которую мы наблюдаем. Таким образом гуны влияют на материальные элементы, заставляя их слагаться, существовать, действовать и разрушаться. Гуны подчиняются Параматме, которая на всё даёт Свою санкцию (без Его ведома даже травинка не шелохнётся).

Подробно гуны материальной природы описаны в 14 главе Бхагвад-гиты как она есть.

Заселение вселенной различными формами жизни

Первые живые существа появляются из Брахмы, среди них праджапати, которые порождают все остальные виды жизни и заселяют вселенную. Всего во вселенной на различных планетах одновременно существуют 8 400 000 форм жизни.

«Находящееся во власти иллюзии живое существо появляется во множестве форм, которые предоставляет ему внешняя энергия Господа. Наслаждаясь гунами материальной природы, живое существо, заточенное в темницу тела, пребывает в заблуждении и мыслит категориями «я» и «мое».
Различные формы живых существ – это различные одеяния, предлагаемые им иллюзорной внешней энергией Господа в соответствии с тем, какими гунами природы живые существа желают наслаждаться. Внешняя, материальная энергия представлена тремя гунами: благостью, страстью и невежеством. Таким образом, даже в материальном мире живое существо наделено свободой выбора, и по его выбору материальная энергия предоставляет ему разнообразные материальные тела. Во вселенной существует 900 000 разновидностей тел, приспособленных к обитанию в воде, 2 000 000 видов растений, 1 100 000 форм насекомых и пресмыкающихся, 1 000 000 видов птиц, 3 000 000 видов животных и 400 000 человеческих форм. Всего на разных планетах вселенной насчитывается 8 400 000 различных форм жизни, и живое существо беспрестанно переселяется из одного тела в другое в зависимости от того, каких наслаждений ищет».

Шримад-Бхагаватам, 2.9.2

В ответ на желания души удовлетворять себя (кама) определённым образом, материальная энергия (майа) предоставляет ей соответствующие материальные тела, с которыми (посредством ложного эго) душа себя отождествляет.

Иллюзорные чувственные наслаждения

Поскольку душа по своей природе духовна, она не может напрямую взаимодействовать с материей. Подобно тому, как мы не можем физически войти в компьютерную игру, потому что она всего лишь упорядоченные электрические разряды, они другой природы нежели наше тело. Чтобы погрузиться в компьютерную игру, нам нужно приспособление – компьютер. У компьютера есть монитор, динамики, клавиатура и мышь (органы восприятия и действия). Это устройство (интерфейс) позволяет нам погружать своё сознание в виртуальную реальность, хотя физически мы с ней не соприкасаемся. Аналогичным образом, духовная душа не может физически соприкасаться с материей и оперировать ею, ибо она другой природы, потому посредством ложного эго (аханкара) она проникает в материю своим сознанием, и материальное тело (тонкое и грубое) являются таким устройством (интерфейсом), которое позволяет душе здесь оперировать.

Материальные тела оснащены органами чувств. Пять органов чувств воспринимают информацию (глаза, уши, нос, язык и кожа), и пять органов чувств действуют (руки, ноги, рот, анус и гениталии), точно так же как в компьютере монитор и динамики дают восприятие, а клавиатура и мышь позволяют действовать. Воспринимающие чувства постоянно сканируют окружающий мир на предмет обнаружения объектов, передают информацию в ум, который решает будет ли этот объект приятен для чувств или нет. Если ум приходит к выводу что это будет приятно, то он требует от разума спланировать как заполучить этот объект и наслаждаться им, после этого органы действия осуществляют соединение чувств с их объектами. При этом приятные ощущения, которые возникают в чувствах, воспринимаются обусловленной душой как наслаждение, хотя на самом деле душа ничего не получает. Поэтому чувственные наслаждения и всё происходящее в материальной вселенной веды называют иллюзией, хотя всё это действительно существует, но оно не настоящее. Настоящее только духовное, а материальное — это имитация. Когда человек смотрит фильм, он сознанием погружается в него, через глаза и уши воспринимает сюжет, сопереживает происходящему, чувствует радость, горе, любовь, ненависть и т.д., хотя ничего этого в действительности нет, это просто игра света на белом полотне и звуковые вибрации в динамиках. Так действует внешняя энергия Господа (майа), создавая иллюзию для души согласно её разнообразным желаниям и устремлениям к счастью без Бога.

Чувства постоянно требуют объектов для своего удовлетворения и все их побуждения сводятся к четырём потребностям: еда, сон, секс и защита (комфорт). Какую бы мы не рассмотрели форму жизни, все занимаются только лишь удовлетворением этих четырёх побуждений материального тела, среди которых особое место занимает секс, обусловленные души буквально одержимы сексом.

Страдания материального существования

Все обитатели материального мира постоянно подвергаются беспокойствам, тройственным страданиям:

  • от собственных ума и тела (адхйатмика-клеша);
  • от других живых существ (адхибхаутика-клеша);
  • от стихий природы (адхидайвика-клеша).

Удовлетворение чувств воспринимается обусловленной душой как наслаждение, хотя на самом деле они являются ничем иным как кратковременны прекращением страданий. Мы страдаем от голода, потому едим, отчего кажется что язык и желудок наслаждаются, мы страдаем от холода, потому одеваемся и строим дом, мы страдаем от одиночества, потому ищем себе пару и т.д. Чувства ненасытны, потому что удовольствия которые они получают соприкасаясь с объектами кратковременны, после еды приходит голод, после сна снова хочется спать, после секса снова хочется секса и т.д. Это побуждает искать и придумывать новые формы чувственных наслаждений, попробовать что-то новенькое, это всё порождает дополнительные совершенно не нужные для поддержания жизни потребности и извращения, так развиваются дурные привычки, беспокойства, болезни и страдания усугубляются.

Кроме того, одни и те же объекты материального мира рассматриваются другим обусловленными душами как объекты для удовлетворения их чувств, а не наших, и мы сами ими рассматриваемся в качестве таких объектов, потому неизбежно возникают конфликты интересов, агрессия, потери, несбывшиеся надежды, разрывы отношений, вредительство и т.д. Тут буквально одни живые существа сжирают другие, т.к. считают их объектами для наслаждения своих чувств.

ахаста̄ни сахаста̄на̄м
апада̄ни чатуш-пада̄м
пхалгӯни татра махата̄м̇
джӣво джӣвасйа джӣванам

Лишенные рук — добыча имеющих руки, лишенные ног — добыча четвероногих. Слабые служат пищей для сильного. Общий закон гласит: одно живое существо является пищей для другого.

Шримад-Бхагаватам, 1.13.47

Материальные тела под действием гун материальной природы проходят через боль рождения, старости, болезней и смерти, которая разрывает все наши привязанности к объектам, которыми мы обладали, дорожили и которыми пытались наслаждаться. Потом начинается следующая попытка в новом теле добиться счастья, и опять борьба за новые объекты чувств. Так обусловленная душа крутится в круговороте рождений и смертей (самсара) с незапамятных времён, ведя суровую борьбу за существование с себе подобными эгоистами, вновь и вновь терпя бесконечные страдания и разочарования.

Таким образом, страдания и неудовлетворённость постоянно побуждают чувства требовать объектов для их удовлетворения, это порождает материальную деятельность, направленную на обретение материальных объектов, их контроль и эксплуатацию. Все здесь занимают только этим. Это называется кармической деятельностью (деятельность и её последствия, реакции), в результате которой соприкасаясь с объектами чувств, душа испытывает временные иллюзорные удовольствия и страдания.

Закон кармы и реинкарнация

Я-центризм (эгоизм), наслаждение чувств своего временного материального тела – это парадигма материального существования. Начиная от самых незначительных форм жизни типа бактерий и заканчивая обитателями высших планет, каждый из зависти подражает Богу, пытаясь на своём уровне чем-либо обладать, контролировать и наслаждаться.  

Одержимые вожделением (кама) обусловленные души в материальном мире ведут суровую борьбу за существование, каждый хочет стать в центр, быть главным, чтобы все удовлетворяли его чувства. Это порождает конкуренцию, эксплуатацию и насилие. Утвердить своё господство и заставить всех служить себе, если не добровольно, то силой. Сильный ест слабого. Чтобы урегулировать все эти сложные отношения между обусловленными душами, Господь установил здесь закон, согласно которому каждый получает в ответ ровно то, что причиняет другим, как хорошее, так и плохое. Это закон кармы (закон воздаяния «око за око, зуб за зуб»).

Изменяющиеся желания души (сегодня она хочет летать, завтра плавать, послезавтра рыть землю и т.д.) умноженные на её заслуги в прошлом (карму) приводят к постоянной смене материальных тел (реинкарнация), в которых она пожинает плоды своих желаний и поступков и таким образом наслаждается или страдает. Этот процесс идёт по восходящей от низших форм жизни к высшим (эволюция) и по нисходящей от высших к низшим (деградация). Эволюционируют и деградируют не формы (формы существуют все одновременно на разных планетах), но сознание обусловленной души под воздействием гун материальной природы. Чем больше невежества, тем более низкие формы жизни, чем больше благости, тем более высокие формы жизни.

Человеческая форма жизни на Земле – это свое рода экзамен. Только в этой форме душа может осознать свою истинную природу, осознать Бога, возродить любовь к Нему и вернуться домой в духовный мир. В этом суть и предназначение человеческой формы жизни. Веды предоставляют всё необходимое знание об этом и дают метод духовного возрождения – преданное служение Богу (бхакти), которое основано на слушании повествований о Нём и повторении Его святых имён.

Структура вселенной

Как было сказано выше, вселенная наполовину заполнена водой, оставшаяся часть вселенной разделена на 14 уровней в трёх секциях (три мира): высшие планетные системы, средние и нисшие. Чем выше планетные системы, тем больше там наслаждений и меньше страданий, чем ниже планетные системы, тем больше на них страданий и меньше наслаждений. Высшие планеты называются райскими, а нижние адскими. Планеты земного типа находятся посередине, здесь наслаждений и страданий примерно одинаковое количество.

Совершая разнообразную деятельность, душа зарабатывает либо благочестие (сукрити), либо грехи (душкрити), которые определяют на какой планете она воплотится, в какой форме жизни и какие события она будет проживать. За сукрити она получает больше наслаждений, а за душкрити больше страданий.

Ни одно положение в материальном мире не является постоянным, поэтому даже в аду душа находятся только до той поры, пока не отстрадает всю боль, которую причинила другим. То же самое касается рая и любого другого положения.

В каждой вселенной существует только одно Солнце, которое освещает и обогревает её.

Все планеты — это тела, в которых также есть душа, как и мы в нашем теле.

На высших планетах живут 33 000 000 полубогов (девы), в других традициях их называют ангелами. Они управляют всеми стихиями и процессами во вселенной. Кто-то из них отвечает за воздух, кто-то за огонь, за воду, за дыхание, за движение, молнии и т.д. За любым явлением природы и деятельностью, в т.ч. за деятельностью чувств, стоят эти личности. Полубоги – это благочестивые существа человеческого типа, которые наделены особым могуществом для управления делами вселенной. Они обеспечивают всех живых существ всем необходимым и люди должны за это платить, подобно тому как мы платим коммунальные услуги в водоканал, горгаз и т.д. Для взаиморасчётов с полубогами Веды предписывают цивилизованным людям совершать огненные жертвоприношения. Подобно тому как огонь пищеварения в желудке переваривает пищу и распределяет её по всему телу, эту же функцию во вселенной играет жертвенный огонь в который помещают зёрна, фрукты, топлённое масло и другие предметы. Современные «цивилизованные» варвары по своему невежеству называют это язычеством, имея ввиду что это что-то плохое, хотя это на самом деле является обязанностью людей — платить по счетам, чтобы поддерживалась гармония во вселенной, регулярно выпадали дожди, солнце давало необходимое количество тепла и света и т.д., а стихии не наносили урон, тогда земля даёт хорошие урожаи и все живые существа получают достаточно пищи.

саха-йаджн̃а̄х̣ праджа̄х̣ ср̣шт̣ва̄
пурова̄ча праджа̄патих̣
анена прасавишйадхвам
эша во ’ств ишт̣а-ка̄ма-дхук

На заре творения Господь, повелитель всех существ, создал людей и полубогов вместе с жертвоприношениями в честь Вишну и благословил их, сказав: «Будьте же счастливы, совершая эту ягью [жертвоприношение], ибо она дарует вам все желаемое, чтобы вы могли жить безбедно и в конце концов обрели освобождение».

Бхагвад-гита как она есть, 3.10

На планетах между Землёй и адскими мирами находятся планеты демонов (била сварга), там царит технократия. Демоны – это греховные существа человеческого типа, которые ненавидят Бога, отвергают Его существование и творят бесчинства. На Земле сейчас засилье демонов, поэтому жертвоприношения практически никто не проводит. Демоны порой бывают настолько могущественны, что бросают вызов обитателям высших планет, воюют с ними и даже иногда их побеждают и захватывают райские планеты.

Подробное описание божественных и демонических натур приводится в 16 главе Бхагавад-гиты как она есть.

Шкалы времени

В материальном мире всё подчиняется всемогущему времени. Всё создаётся, какое-то время существует, производит побочные продукты, увядает и разрушается. Это действие времени. Время во вселенной циклично, всё повторяется: секунды, минуты, года, движения Солнца, Луны и других планет, так же повторяются события. Примерно 4 320 000 лет назад на Земле была такая же технократическая цивилизация, всё было примерно то же самое, что мы сейчас наблюдаем, только действующие лица были другими.

На разных планетных системах время течёт по-разному, например на высших райских планетах одни сутки длятся один земной год.

Какую бы форму тела не получила душа, психологически она воспринимает срок своей жизни в этом теле как 100 лет. Есть мушки, которые живут только одну ночь, за это время они успевают родиться, повзрослеть, зачать потомство, состариться и умереть – это они воспринимают как 100 лет. Относительно 100 лет Брахмы (вторичного творца и правителя этой вселенной) наши 100 лет на Земле равны 0,001 его секунды.

Веды выделяют следующие основные временные периоды:

  • викалпа – 311 триллионов 40 миллиардов земных лет – это время существования вселенной от её сотворения до полного разрушения, и этот же период составляет срок жизни Брахмы – 100 его лет;
  • калпа –  4 миллиарда 320 миллионов земных лет, равна 1000 дивйа-йуг – это один день Брахмы (один день вселенной), столько же длится его ночь, в месяце Брахмы 30 суток, а в году 12 таких месяцев, таким образом один его год равен 3 триллионам 110 миллиардам 400 миллионам земных лет;
  • дивйа-йуга – 4 миллиона 320 тысячам земных лет – цикл из 4-х качественно разных сезонов.

Дивйа-йуга состоит из:

1) Сатйа-йуга (золотой век). Длится 1 миллион 728 тысяч земных лет. На Земле в это время существует самая высокоразвитая цивилизация. Продолжительность жизни людей в начале этой йуги равняется 100 тысячам земных лет, а рост 1 800 метров. Все деревья, животные и всё остальное в 1000 раз больше, чем сейчас. Йуга-дхарма – духовная практика, позволяющая вернуться обратно в духовный мир, предписанная людям в сатйа-йугу, называется аштанга-йога – медитация на Сверхдушу (параматму в сердце).

Когда заканчивается йуга, наступает йуга-пралайа – космический или земной катаклизм, большие эпидемии и войны. В этой пралайе уничтожается нежелательное население планеты (варна-санкара) — живые существа, в телах людей, которые отказались идти путём духовного развития.

2) Трета-йуга. Длится 1 миллион 296 тысяч земных лет. Продолжительность жизни людей в начале этой йуги равна 10 тысячам земных лет. В 10 раз сокращаются все способности людей, включая интеллект, люди в 10 раз больше деградируют. Рост людей – 180 метров. Духовная практика в Трета-йугу называется агнихотра – огненные жертвоприношения. После этого опять наступает пралайа, и опять уничтожается всё население, которое попадает в разряд варна-санкары.

3) Двапара-йуга. Длится 864 тысячи земных лет. Продолжительность жизни в начале этой эпохи – одна тысяча лет. Рост людей – 18 метров. В Двапара-йугу духовной практикой является арчана – поклонение божествам в храмах. Далее вновь следуют пралайа и уничтожение варна-санкары.

4) Кали-йуга (железный век). Длится 432 тысячи земных лет. Это век деградации, лицемерия, лжеучений, войн и постоянных беспокойств. Деградировавшее население планеты постепенно перестаёт следовать ведическим писаниям и культуре. Веды устраняются из общего доступа, общечеловеческий язык – санскрит – выходит из обихода из-за неспособности основной массы людей им оперировать, появляются новые, более примитивные языки. Единая империя планеты Земля разделяется на различные государства, начинаются вражда и междоусобные войны. Продолжительность жизни людей в начале Кали-йуги равняется 100 земным годам, их рост 1,8 метров. К концу этой эпохи люди будут ростом не более полуметра и едва ли будут доживать до глубокой старости — 25 лет). В Кали-йугу духовной практикой является харинама-санкиртана-йагйа – совместное прославление (воспевание) святых имён Верховной Личности Бога: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

К концу каждой из этих йуг благочестие людей уменьшается на 25%, а греховность увеличивается также на 25%; рост, продолжительность жизни, разум и всё остальное уменьшается в 10 раз. Мы сейчас живём в Кали-йугу, которая началась примерно 5000 лет назад и продлится ещё 427 000 лет. Кали-йугу сравнивают с зимой.

Иногда зимой случаются оттепели на несколько дней, точно так же в Кали-йугу бывают вкрапления сатйа-юги (золотого века). На 10 000 лет на Земле возрождается ведическая культура и люди достигают духовного совершенства. Это вкрапление началось 500 лет назад, оно разворачивается сейчас на наших глазах. По этой причине мы сейчас имеем возможность изучать наследие ведической цивилизации и можем принять участие в этом действии, внести свою лепту в возрождение человечества. Начало золотому вкраплению в Кали-йугу положил Верховный Господь – Шри Чаитанйа Махапрабху, явившийся на Землю в образе Своего преданного и учивший людей Своим примером как достичь духовного совершенства совершая санкиртана-йагйу.

Наш счастливый шанс

В это время благочестие и духовность людей будет возрастать, все религиозные и научные заблуждения сойдут на нет, люди получат доступ к ведическому знанию и объединятся на духовной основе, во всех городах и деревнях мира будут совершать санкиртана-йагйу – воспевание святых имён Бога, многие души таким образом смогут возродить свою вечную любовь к Богу и вернуться в духовный мир. Именно в это благословлённое время мы сейчас живём и имеем все шансы достичь совершенства жизни.

Вернитесь домой к Богу — Фрагмент беседы Шрилы Прабхупады в Сан-Диего (1972.06.29)

Узнать больше

➦ Ведическая космология: Тайны священной вселенной
➦ Энергии Верховной Личности Бога
➦ Дхарма – фундаментальная основа бытия

Поделиться с друзьями
БХАКТИМИР
ru en de fr it es pt nl hi bn ta mr tr ar zh ko ja