«Обязанность духовного учителя всегда ругать своего ученика. Это важная часть обучения. В этом проявляется его особая милость».
Шрила Прабхупада

Душа (джива, атма)

Душа (джива, атма) – это духовное живое существо, частица Бога, обладающая индивидуальностью, она есть личность.

Джива вечная (сат), обладает сознанием (чит) и испытывает счастье (ананда).

Будучи частичками Бога, дживы обладают теми же качествами что и Он, но в незначительной мере, подобно тому, как капля морской воды такая же солёная, как и вся вода в океане, но количественно капля не может сравняться с океаном. Подобным образом души наделены всеми качествами Бога. У Него эти качества проявлены в безграничной и совершенной степени, а у души в ограниченной.

Предназначение души (санатана-дхарма) – обмениваться с Богом любовными отношениями, которые выражаются в деятельности, направленной на Его удовлетворение. Иными словами, предназначение души – служить Богу.

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣шн̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣шн̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’, ‘бхеда̄бхеда-прака̄ш́а’
сӯрйа̄м̇ш́а-киран̣а, йаичхе агни-джва̄ла̄-чайа
сва̄бха̄вика кр̣шн̣ера тина-прака̄ра ‘ш́акти’ хайа

«Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны и представляет собой проявление Господа, которое тождественно Ему и в то же время отлично от Него, как луч солнечного света или искра огня тождественны своему источнику и одновременно отличны от него. У Кришны есть три вида энергии».

Шри Чаитанйа-чаритамрита, Мадхйа-лӣла̄ 20.108-109

Поскольку джива обладает теми же качествами, что и Сам Бог, то она также обладает свободой воли и может выбирать следовать санатана-дхарме или нет. По этому признаку души делятся на две категории:

  • Освобождённые души. Они живут в духовном мире, принимают вечные духовные формы и соответствующим образом служат Богу, выражая так свою любовь к Нему;
  • Обусловленные души. Они приходят в материальный мир, принимают различные временные материальные формы (растений, насекомых, животных, людей и т.д.), отождествляют себя с этими формами и пытаются удовлетворять их чувства в надежде испытать счастье.

В духовном мире у души нет никаких ограничений, любое её желание исполняется, потому она называется освобождённой; в материальном мире душа ограничена множеством материальных условий (определённая планета, тело, ограниченные чувства, законы и т.д.), потому она называется обусловленной.

Поскольку джива является энергией, то она не в состоянии прекратить деятельность ни на мгновение, и, если она отказывается служить Богу, она вынуждена служить себе. Но в духовном мире нет места эгоизму, там невозможно служить себе, поэтому душа приходит в материальный мир (специально отведённое для эгоистов место) и обуславливается материальными телами и условиями. Так душа забывает Бога, свою истинную духовную природу, санатана-дхарму и ведёт борьбу за существование с себе подобными эгоистичными душами, причиняя друг другу страдания.

В материальном мире душа имеет размер 1/10000 части сечения кончика волоса. Помещённая в то или иное материальное тело она распространяет своё сознание на всё это тело. Эта духовная искра меняет материальные тела и условия существования в зависимости от того, какие она культивирует желания и какие заслуги имеет (благодаря своей деятельности в предыдущих воплощениях — карма). Так душа перевоплощается от низших форм к высшим и в обратном направлении. Получив человеческое тело, она имеет возможность осознать Бога, восстановить с Ним свои вечные отношения, вернуться домой в духовный мир и в блаженстве продолжить выполнять своё предназначение – с любовью преданно служить Богу.

«Когда говорится о частице Верховного Господа, не имеется в виду, что она откололась от Него, как откалываются части материального предмета. Мы уже узнали из второй главы о том, что душу нельзя разрезать на части. Духовная частица не имеет аналогов в материальном мире. Дух отличен от материи, которую можно разделить на части, а затем соединить вновь. К данному случаю подобные представления неприложимы, на что указывает употребленное здесь санскритское слово сана̄тана («вечный»). Частица Верховного Господа вечно остается частицей. В начале второй главы также сказано, что в каждом материальном теле находится отделенная частица Верховного Господа (дехино ’смин йатха̄ дехе). Когда эта отделенная частица освобождается из материального плена, ее изначальное духовное тело возрождается и она попадает на одну из планет духовного мира, где может наслаждаться общением со Всевышним. Однако из данного стиха также следует, что живое существо, являясь отделенной частицей Верховного Господа, качественно неотличной от Него, так же как крупинка золота — от золотого слитка».

Бхагавад-гита как она есть, 15.7 (комм.)

Наука о душе изложена во 2 главе Бхагавад-гиты как она есть, начиная с 12 стиха.

Поделиться с друзьями
БХАКТИМИР
ru en de fr it es pt nl hi bn ta mr tr ar zh ko ja