Что такое Веды и для чего они нужны?

Из этого видео вы узнаете о том, что такое Веды, о чём говорят древние санскритские трактаты, о важности знания Вед для жизни каждого человека и всей человеческой цивилизации.

Что такое Веды?

Материалы предоставлены summumbonum.ru

*Статья представляет собой переработанное и дополненное содержание видеоролика.

Веды – это инструкция ко всему творению, это знание обо всём что существует во всех мирах. Руководство к использованию есть у каждого серьёзного изобретения. Сложнейшее оборудования космонавтики, медицинские приборы, например, томографы, лекарственные препараты – всё это снабжается подробными объяснениями по использованию. Веды содержат знание, следуя которому человек достигает успеха в любом начинании, т.е. в этом случае он действует безошибочно. Любое достоверное знание, которое вы получаете, есть Веда, потому что учение Вед – это изначальное знание. Высшим предназначением Вед является духовное развитие человека.

Когда и кто создал Веды?

В материальном мире всё подчиняется строгим законам природы и обязано пройти через шесть стадий существования:

  1. рождение (или создание);
  2. рост;
  3. сохранение (или существование какое-то время в стабильном состоянии);
  4. производство побочных продуктов;
  5. увядание (или старение);
  6. и, наконец, смерть (разрушение);

Никто из тех, кто так или иначе связан с материальной природой, не может обойти эти шесть законов бытия. Здесь всё рождается или создаётся в определенных условиях, существует в течение какого-то времени, и если это живое существо, то оно растёт, производит на свет себе подобных, постепенно стареет и в конце концов умирает.

Проверьте это сами, приложите этот принцип к чему угодно — семья, любые предметы с которыми вы соприкасаетесь, положение в обществе и так далее. Но Веды вечны, так и знание, изложенное в них, не подвержено времени. Веды не принадлежат этому временному материальному миру.

Никто не может определить время создания Вед, потому что знание не имеет начала и конца, оно лишь может быть доступно или сокрыто. Современным людям неизвестна вся история мира. Что происходило более чем три тысячи лет назад? Кто способен на это ответить?

Веды оперируют такими числами: 4 320 000 000 – это один день Брахмы (главный конструктор вселенной). И столько же длится его ночь. Какова продолжительность его жизни? В месяце Брахмы 30 дней, в году 12 месяцев. Брахма живёт сто лет по такому исчислению. Попробуйте сосчитать сколько получится? Частичное разрушение вселенной происходит в конце дня Брахмы, а полное – в конце его жизни. Итак, Веды дают нам подробную информацию о вселенских циклах создания и разрушения.

В Брихад-араньяка-упанишад сказано:

«Четыре Веды: Риг, Йаджур, Сама, Атхарва возникли из дыхания Верховной Личности Бога».

Веды принадлежат Тому, Кто находится за пределами материи и времени, в трансцендентной реальности. И если есть творение и инструкция к нему, то, следовательно, Творец – это Личность и Его имя – Кришна.

кр̣шир бхӯ-ва̄чаках̣ ш́абдо
н̣аш́ ча нирвр̣ти-ва̄чаках̣
тайор аикйам̇ парам̇ брахма
кр̣шн̣а итй абхидхӣйате

«Слог ‘кр̣ш’ указывает на притягательную природу Господа, а слог ‘н̣а’ означает духовное наслаждение. Если к глагольному корню ‘кр̣ш’ добавить суффикс ‘н̣а’, получится слово ‘Кришна’, которое указывает на Абсолютную Истину».

Шри чайтанйа-чаритамрита, Мадхйа-лӣла̄, 9.30

Абсолютная Истина привлекает всех. Именно этим качеством обладает Кришна. Значение Его имени –  Всепривлекающий.

Совершенное знание – это реально?

Мы воспринимаем реальность чувствами. Чувства – это сенсоры нашего тела и они работают в определенном спектре. Наши уши могут слышать звуки лишь в ограниченном частотном диапазоне, глаза могут видеть при условии достаточной освещенности и так далее. Вывод – наши чувства ограничены.

Основой искаженного знания людей является несовершенство их чувств. Из-за этого они впадают в иллюзию, т.е. видят то, чего нет, а то, что есть, не видят. Находясь в иллюзии, человек неизбежно совершает ошибки. Эго не позволяет ему признать свои ошибки, поэтому он стремится их скрыть и для этого пускается на обман.

Отсюда следует, что человек обладает 4 недостатками:

  1. Несовершенство чувств;
  2. Склонность впадать в иллюзию;
  3. Склонность совершать ошибки;
  4. Склонность к обману;

Метод познания при помощи органов чувств на санскрите называется «пратйакша». Как мы уже узнали ранее, этот метод несовершенен. Попытки человека умом постичь то, что находиться за пределами воспринимаемого чувствами, называют «анумана» – логические умозаключения. Вкратце разберем этот метод познания.

Имея информацию, полученную извне через чувства (пратйакшу), человек начинает анализировать её умом. В процессе анализа полученных данных, сравнивая их с предыдущими несовершенными данными и выводами, человек приходит к новым заключениям, которые также содержат ошибки, потому что ануманы (логические заключения) основаны ограниченных чувствах человека. К тому же ум имеет свои особенности. В уме могут происходить сложные операции, но основных функций у ума всего лишь две: принимать приятное для чувств и отвергать неприятное. В этом отношении ум очень прост. Хотя он может пускаться на самые хитроумные изобретения ради достижения цели, на самом деле он всегда стремится угождать чувствам. Так устроен любой, даже очень сложный ум. Поэтому то, что ему не нравится, не вписывается в его картину мира, не приносит удовлетворения, он отвергает, даже если это Абсолютная Истина.

Ведический путь познания

Рассмотрим коренные отличия современного подхода к познанию и того, что нам предлагают Веды.

В основе современной системы познания лежат следующие принципы:

  • Знание постигается снизу вверх, от частных предпосылок к общим выводам (индуктивность);
  • Изучать можно только то, что воспринимается чувствами и приборами (что ими не воспринимается, то не возможно исследовать и стало быть не существует);
  • В отношении воспринятых явлений и предметов строятся предположения (гипотезы и теории), которые условно подкрепляются практическими экспериментами;
  • Одни и те же данные разными исследователями по-разному интерпретируются, что порождает споры и множество теорий, некоторые из которых научным сообществом принимаются за общепризнанные и попадают в учебники образовательных учреждений как истина;
  • При получении новых данных общепризнанные теории пересматриваются, опровергаются и принимаются новые, которых непременно ожидает та же учесть;
  • Постоянный, бесконечный поиск истины, которая является условной и может изменяться в зависимости от познающего.

В основе ведической системы познания лежат другие принципы:

  • Знание передаётся сверху вниз в готовом виде от того кто знает к тому кто познаёт, от личности учителя к личности ученика (изначальный учитель — Всеведающая Верховная Личность Бога);
  • Изучать можно всё что существует, даже если предмет изучения находится за пределами восприятия наших чувств и приборов (включая всё то, что находится за пределами нашей вселенной);
  • Знание полученное из Вед абсолютно, не содержит ошибок, Истина не изменяется и не зависит от познающего;
  • Применяя на практике знание Вед, человек гарантированно получает предсказанные в них результаты.

Как можем увидеть, отличия кардинальные. Современный подход к познанию полон изъянов и не совершенств, но ведический подход совершенен и является истинно научным.

И так, Веды описывают три метода познания:

  • Непосредственное восприятие чувств (пратьякша);
  • Логические выводы на основе ограниченных информации и опыта (анумана);
  • Получение целостного знания посредством слушания из авторитетного источника (шабда);

Вследствие ограниченности чувств и ума, первые два метода познания имеют множество недостатков и могут дать лишь ограниченное временем и пространством знание, что позволяет людям развивать грубые технологии и всё больше запутываться в проблемах созданных ими. Веды акцентируют наше внимание на методе слушания из авторитетного источника, что даёт нам полное и совершенно знание о мироустройстве, смысле и предназначении жизни.

Содержание Вед

Объем Ведических текстов, известных человечеству – поистине безграничен, это тысячи трактатов содержащие миллионы стихов. Веды невозможно даже начинать сравнивать со всеми известными в мире памятниками литературы.

«Сказать, что санскритская литература превосходит по объему литературу Греции и Рима вместе взятых, – это ошибка. Санскритская литература практически безгранична, то есть никто не знает её подлинных размеров и числа составляющих её произведений».

Нидерландский востоковед Я.Гонда

Традиционным является деление ведических писаний на три группы: Шрути, Смрити и Нйайа.

  1. Шрути (то, что услышано), включают в себя четыре Веды (Риг, Сама, Атхарва и Яджур) и Упанишады (из которых 108 являются главными).
  2. Смрити (то, что запомнено), включают в себя четыре раздела писаний:
    • 18 главных Пуран;
    • Итихасы – исторические хроники, включая Махабхарату и Рамаяну;
    • Шесть веданг – вспомогательных разделы Ведического знания;
    • Панчаратры – описания ритуалов и практических аспектов поклонения Богу.
  3. Нйайа (ведическая логика) включает в себя Веданта-сутру и комментарии к ней.

Первоначально существовала одна Веда – «Йаджур-веда», и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Люди были настолько совершенны, что единожды услышав что-то, они запоминали это на всю жизнь и могли повторить слово в слово. Около 5000 лет назад великий мудрец Шрила Вйасадева записал Веды для людей эпохи века Кали – века деградации, в котором мы как раз живём.

Современные учёные полагают, что письменность появилась в результате развития человечества от состояния обезьян до современных учёных. Однако Веды однозначно утверждают, что люди существуют на всех планетах вселенной с самого её сотворения, а необходимость прибегать к письменности возникает только в результате деградации людей, их интеллекта, физических и психических способностей. То же самое касается и других вспомогательных средств – это все приспособления, которые сейчас нас окружают, начиная от спичек и заканчивая самолётами.

Так, Шрила Вйасадева записывая Веды разделил их сначала на четыре части: Риг, Сама, Йаджур и Атхарву, а затем детализировал и систематизировал во всех остальных трактатах, а также описал важные исторические события на Земле и во всей вселенной, начиная с момента её творения.

В ведической литературе можно найти как материальное, так и духовное знание. Существуют трактаты, описывающие религиозные ритуалы, медитацию и йогу, а также медицину, социологию, математику, архитектуру, политику, астрономию, астрологию и т.д. Веды охватывают все отрасли знания.

В Ведах также содержится раздел, в котором даётся описание будущего. В большинстве такие предсказания даются в 18-ти основных Пуранах. Особенно описанию будущих событий нашей эпохи посвящена «Бхавишйа Пурана». В ней предсказаны появление авраамических традиций (иудаизма, христианства, ислама), их пророки и священные книги, такие как Библия и Коран. В Пуранах также предсказан приход Будды и другие уже свершившиеся события и которым ещё предстоит произойти в будущем.

В Ведах приводятся точные математические, астрономические и физические величины, которые были открыты современной наукой лишь в недавнее время. Так, например, «Схулба-сутре», которая посвящена математике и геометрии, есть данные о скорости света, а также «Теорема Пифагора» до появления на свет самого Пифагора. Веды приводят точные данные о скорости света.

«Солнечный свет перемещается со скоростью 2 202 йоджаны в пол-нимеши»

Рик-Самхита, 1.50.4

Одна нимеша равна времени, которое требуется человеку для моргания веками, а одна йоджана составляет около 9 миль. При подсчётах, таким образом, согласно Ведам скорость света составляет примерно 185 000 миль в секунду. По данным современной науки скорость света составляет примерно 186 000 миль в секунду.

Как мы знаем из официальных источников, первая практическая попытка определить скорость света была проделана датским астрономом О.Рёмером в 1676 г. До этого времени среди ученых существовало два противоположных мнения: одни полагали, что скорость света бесконечно велика, другие же, хотя и считали её очень большой, тем не менее полагали, что она конечна. О. Рёмер подтвердил второе мнение. Но как мы видим, та же самая величина уже содержится в Ведах, и обратись учёные к Ведам, им не пришлось бы тратить столетия времени, огромные средства и силы на все эти исследования.

Научность и объективность знаний, которые даются в Ведах, подтверждаются и другими многочисленными примерами. Веды точно описывают устройство вселенной, размеры планет и их орбит, размеры атома и других мельчайших частиц и их взаимодействия, также процессы происходящие в организме, его строение, чакры, тонкое тело и т.д. В Шримат-Бхагаватам подробно описан процесс формирования эмбриона, метод измерения атомарного времени, структура и размер вселенной, процесс её формирования, функционирования, время её существования и предстоящее разрушение.

Всё знание, которое даётся в Ведах, подтверждается экспериментально, при наличии возможностей и способности исследователя провести те или иные эксперименты. Как в примере со скоростью света, возможности провести эксперимент появились у западных учёных только в 17 веке н.э., но знание об этому уже содержалось в Ведах. Так, если нет возможностей провести эксперименты в отношении определённых сведений из Вед, то их следует просто принимать на веру и руководствоваться ими. Поскольку Истина не измена, то даже следуя ей на основе веры, человек всё равно получает достоверное знание и достигает желаемого успеха.

С чего начать?

Особое место в ведической литературе занимает «Бхагават-гита» – это диалог Верховной Личности Бога Шри Кришны с Его другом и преданным Арджуной, который состоялся перед всемирным сражением на поле битвы Курукшетра около 5000 лет назад. В Бхагавад-гите изложены азы философии Вед. Этот основополагающий ведический тракт даёт необходимый фундамент для дальнейшего постижения ведической науки.

Так Бхагавад-Гита описывает все разновидности йоги (практики самосовершенствования личности):

  • Карма-йога – йога деятельности, законы действий и их последствий;
  • Гйана-йога – йога осознания себя душой и освобождения от оков материи;
  • Бхакти-йога – йога любовных отношений со Всевышним посредством преданности и служения Ему.

Также в Бхагавад-гите описаны принципы существования духовного и материального миров, законы перевоплощения души, разные состояния материи и их влияние на сознание, и многие другие сакральные темы.

После изучения Бхагавад-гиты рекомендуется приступить к изучению «Шримад-Бхагаватам», который также называют «Маха-Пурана» (величайшая Пурана) или «Бхагавата-Пурана» (в полной мере раскрывающая знание о Бхагаване – Верховной Личности Бога)». Шримад-Бхагаватам известен как «зрелый плод древа ведического знания». Эта Пурана раскрывает об энергиях, о устройстве и сотворении материальной вселенной, об Абсолюте и Его воплощениях в разные эпохи, о духовном мире и о том как живое существо может его достичь.

Заключение

А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада – самый авторитетный учёный современности в области ведического знания и философии. Он проделал огромный труд по переводу ведических писаний, сослужив тем самым великую службу всему человечеству. Если мы воспользуемся этим знанием, мы сможем сделать свою жизнь совершенной и помочь другим.

До Шрилы Прабухпады ни один перевод Бхагавад-гиты не показал себя результативным. Впервые Бхагавад-гита была переведена на русский в 1788 году и издана в Санкт-Петербурге, но в результате её публикации не произошло ничего значительного. В мире существует более 700 переводов Бхагавад-гиты и комментариев на неё – и результат тот же. Количество последователей Бхагавад-гиты, то есть людей, чьи жизни изменились в результате её чтения, до Шрилы Прабхупады было совершенно незначительным. Тиражи распространения также были минимальные, потому Бхагавад-гита считалась просто эзотерической литературой для избранных представителей интеллигенции.

Всё дело в том, что для раскрытия ведического знания недостаточно эрудиции и мирской учёности, недостаточно даже совершенного знания санскрита. Только тот, кто получил это знание от сведущего авторитета, духовного учителя (гуру) в цепи ученической преемственности (парампаре), кото сам живёт согласно этому знанию и реализовал его на практике, только тот может раскрыть его истинную суть другим людям. Именно таким выдающимся представителем ведической традиции был Шрила Прабхупада.

Книги Шрилы Прабхупады – это великое сокровище, и согласно предсказаниям, они будут являться руководством для всего человечества на ближайшие 10 000 лет Золотого века, в начале которого нам выпала удача жить. На сегодняшний день этих книг по всему миру распространено более полумиллиарда.

Благодаря Шриле Прабхупаде в наше время Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам стали доступными для изучения не только избранным философам и учёным санскритологам, но представителям всевозможных слоев общества, независимо от цвета кожи, нации, пола, возраста, профессии, религиозных и иных убеждений. Люди изучают Веды посредством книг и лекций Шрилы Прабхупады, реализуют это знание и достигают совершенства жизни.

Академические переводы ведических текстов и переводы людей, не состоящих в традиции ученической преемственности, грешат несовершенствами, они содержат предвзятые интерпретации и личные ограниченные убеждения их авторов, что сводит на нет всю их практическую ценность, а зачастую делает их вредными для чтения, т.к. формируют у читателей неправильное представления о Ведах.

На часто задаваемый вопрос: «Почему Шрила Прабхупада назвал Бхагавад-гиту “как она есть”?» он отвечал просто: «Моя квалификация состоит лишь в том, что я не исказил послание Гиты, а представил её без изменений, ничего не добавляя и не убирая из её послания». В этом истинная ценность и секрет могущества трудов Шрилы Прабхупады.

Учитывая всё выше сказанное предлагаем вам начать изучение Вед с Бхагавад-гиты и Шримад- Бхагаватам в изложении А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Узнать больше

➦ Что такое знание и как оно обретается
➦ Обзор мироустройства: духовный и материальный мир
➦ Ведическая космология: Тайны священной вселенной
➦ Самопознание: кто я?
➦ Санатана-дхарма – вечная деятельность души

Задать вопрос, подписаться
Поделиться с друзьями
БХАКТИМИР