Бог – это Верховное живое существо, Источник всего сущего (всех энергий), причина всех причин, Верховный Обладатель, Верховный Повелитель и Верховный Наслаждающийся, Он вечен (сат), исполнен знания (чит) и блаженства (ананда).
Абсолютная Истина проявляет Себя в трёх аспектах:
- брахман – безличный аспект Абсолюта, сияние (брахмаджйоти), исходящее из трансцендентной формы (тела) бхагавана;
- параматма – Сверхдуша локализованный вездесущий аспект Абсолюта, находящийся в каждом атоме материального мира, поддерживает и контролирует всё что здесь существует и происходит (Бхагвад-гита 13.23);
- бхагаван – личностный аспект Абсолюта, Верховная Личность Бога, Вишну.
Вишну означает Всевышний. Все личностные проявления Бога относятся к категории Вишну (вишну-таттва).
прака̄ш́а-виш́еше тен̇ха дхаре тина на̄ма
брахма, парама̄тма̄ а̄ра свайам̇-бхагава̄н«Поскольку Он проявляет Себя по-разному, Его называют безличным Брахманом, вездесущей Параматмой и изначальной Личностью Бога».
Шри Чайтанья-чаритамрита, А̄дӣ-лӣла̄, 2.10
Господь Вишну, Личность Бога, исполнен всех энергий, доступных и недоступных пониманию, поэтому Он — абсолютное Высшее Целое. Безличный брахман, лишенный такого многообразия энергий, представляет собой лишь частичное проявление Абсолютной Истины. Слово бхагаван начинается со слога бха, что означает «вседержитель» или «хранитель». Следующий слог га означает «руководитель», «ведущий» или «творец». Ва означает «обитающий» (все живые существа обитают в Верховном Господе, и Верховный Господь обитает в сердцах всех живых существ). Слово бхагава̄н вмещает в себя все эти понятия и указывает на обладание неограниченным потенциалом знания, энергии, силы, богатства, могущества и влиятельности, свободных от какого-либо несовершенства. Только тот, кто обладает безграничными энергиями, может быть вседержителем, способным хранить все сущее.
Бхагаван является источником как безличного брахмана, так и локализованной параматмы. Бхагаван обладает всеми достояниями и качествами в совершенной степени, коих у Него бесконечное множество. Из всех Его совершенств Веды выделают шесть главных:
- богатство – всё сущее принадлежит Ему одному;
- могущество – Он всемогущий, для Него нет ничего невозможного;
- слава – Он самый знаменитый, Его совершенные качества и деяния прославляют во всех мирах;
- красота – всё прекрасное что есть в мироздании представляет собой лишь отблеск Его великолепия;
- знание – Он всё ведает, Его знание – Веда;
- отрешенность – Он ни к чему не привязан и ни от чего независим.
«Его тело и форма обладает совсем иной природой, чем тела и формы обычных живых существ. Не существует различия между Его телом и душой. Он абсолютен. Все Его чувства трансцендентны. Каждый из Его органов чувств может совершать работу любого другого. Нет никого выше Его или равного Ему. Его энергии разнообразны, и поэтому Его деяния свершаются в естественной последовательности».
Шветашватара Упанишад, 6.8
Каждая душа имеет свои личные вечные любовные отношения с бхагаваном и цель жизни человека – восстановить эти утраченные отношения. Будучи Всемогущим, бхагаван распространяет Себя в бесконечное множество экспансий, оставаясь при этом Самим Собой – Верховным Господом. Каждая экспансия Бога обладает Своей уникальной формой, именем, отличительными качествами, деяниями и отношениями со Своими преданными. Он открывает Себя ровно настолько, насколько душа готова принимать Его (Бг 4.11). По этой причине Он известен под разными именами:
- Отец Небесный – Тот, Кто даёт и поддерживает жизнь;
- Аллах – Величайший;
- Будда – Самый разумный;
- Иегова – Всемогущий;
- Рама – Всерадующий;
- Кришна – Всепривлекающий и т.д.
Проявлений (экспансий) Бога бесчисленное множество и все Они исходят из изначальной Верховной Личности Бога, бхагавана Шри Кришны. Кришна — изначальный Вишну.
эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣
кр̣шн̣ас ту бхагава̄н свайам
индра̄ри-вйа̄кулам̇ локам̇
мр̣д̣айанти йуге йуге«Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна — изначальная Личность Бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих».
Шримад-Бхагаватам, 1.3.28
Узнать больше
➦ Святое имя (нама)
➦ Аватара
➦ Бхакти (бхакти-йога, преданное служение, сознание Кришны)
➦ Если Бог один, то почему в мире много религий и противоречий между ними?
➦ Обзор мироустройства: духовный и материальный мир