Покой, которого вы жаждете жизнь за жизнью, мгновение за мгновением, вы обретете в то время, когда ваши желания очистятся и согласуются с Господом. Тот, кто желает чувственных удовольствий, наслаждения материальными благами, никогда не будет счастлив. Это невозможно. Если вы хотите мира, если вы хотите счастья, если вы хотите совершенства в своей жизни, тогда просто начните согласовывать свои желания, деятельность и возможности с Верховной Личностью Бога. Тогда вы узнаете, что такое настоящее счастье, и сможете определить, кто на самом деле сумасшедший.
Эссе Бхактиведанты Свами Прабхупады
Господь Шри Кришна говорит: «Мой дорогой Арджуна, есть разные классы людей. Одни люди спят. Другие люди бодрствуют. Они не спят». И как это так? Это воспевание, которое мы только что исполнили, является процессом пробуждения спящей души. Душа спит, покрытая этим материальным телом. Эти телесные действия находятся в состоянии сна. Подобно тому, как мы видим сны во время сна, точно так же, все эти телесные действия являются снами. Просто подумайте сами: сколько происшествий было в вашей прошлой жизни? Если вы подумаете о них, они будут казаться точно как сны. По крайней мере, для меня это так. Я родился в Индии, получил образование, затем женился, потом у меня были очень хорошие дни с моей женой, у меня было несколько детей, некоторые из которых умерли, некоторые живы, некоторые женаты; теперь они родили детей. Все это произошло в моей прошлой жизни. Теперь это все сон. Я не имеют с этим связи. Точно так же во сне я иногда обнаруживаю, что стал королем. О, здесь так много богатств и так много изобилия. Затем, как только сон закончится, я прихожу домой, и все пропало.
Итак, на самом деле эти телесные действия, которыми мы сейчас занимаемся, не являются нашей реальной жизнью. Поэтому ведическая мантра говорит: «О человечество, пожалуйста, проснитесь. Просто используйте возможность, которая у вас сейчас есть». У вас есть особая возможность. И что это? Эта человеческая форма жизни. Используйте ее; не растачивайте ее попусту. Не спите. Этим же делом занимается Шри Кришна. Те, кто знаком с процессом йоги, знают это. Первый принцип процесса йоги — контролировать чувства. Это так для каждого процесса. В любом подлинном процессе духовного осознания первым принципом является контроль над чувствами. Это так потому что чувства затягивают нас в самые темные области жизни. Но мы этого не осознаем.
В Шримад Бхагаватам есть хороший стих. Он говорит, что во-первых, человек слишком пристрастился к этому материальному образу жизни. Материалистичный образ жизни включает в себя еду, распитие алкоголья, веселье и наслаждение. Вот и все. Очень хорошо питайтесь, хорошо спите и защищайтесь, чтобы враги не проникли в вашу страну или в ваш дом. И занимайтесь сексуальными усладами сколько вамшему сердцу угодно. Это материалистичный образ жизни. Но люди, которые так спят, не осознают, что их истинный личный интерес иной. Наш истинный личный интерес состоит в том, что мы должны знать о наших утраченных отношениях с Высшей Абсолютной Истиной.
Высшая Абсолютная Истина познается под разными углами зрения, как безличный Брахман, либо как локализованная Сверхдуша, либо как Верховная Личность Бога, Шри Кришна. Тот, кто осознал Верховную Личность Бога, Шри Кришну, автоматически понимает два других аспекта. Но тот, кто приблизился только к безличному аспекту Высшей Абсолютной Истины, не имеет знания о Верховной Личности Бога, Шри Кришне. Теперь здесь, в Бхагавад-гите, Верховная Личность Бога предстает перед вами.
Вот изображение Шри Кришны с его вечной супругой Шримати Радхарани, Его энергией наслаждения. В этом материальном мире отражение Шри Кришны и Его энергии наслаждения существует извращенно. Как видно на этой картине, Шри Кришна всегда общается со Шримати Радхарани. Его качества описаны в ведической литературе: Он стоит в очень красивой изогнутой позе играет на флейте. Эта картина не нарисована художественным воображением. Это описательная картина из ведической литературы. Это описание есть в ведической литературе.
Так, в материальном мире есть извращенное отражение игр Шри Кришны с Радхарани. Это не сексуальная жизнь, как у нас, хотя она кажется такой. Это трансцендентно. Но то, что мы ищем здесь, — это реально существует. Молодой человек хочет молодую женщину, а молодая женщина хочет молодого мужчину — это естественно. Это не искусственно. Это естественно, потому что все мы являемся неотъемлемыми частицами этого Высшего Существа, Кришны. Его свойства есть во мне, потому что я Его неотъемлемая частица, точно так же, как качество золота присутствует в мельчайших частицах золота. Химический состав золота стопроцентно присутствует в маленькой частице золота. Качественно. Поэтому наслаждение, которого мы хотим между мужчиной и женщиной, не является извращением любви и дружбы. Это просто искаженное отражение. Настоящее наслаждение пробуждается в общении с Верховным Господом, Шри Кришной. Это то же удовольствие, но в чистом виде. То же самое блаженство есть и у вас, но не запутывайтесь в этой извращенной форме наслаждения. Не оставайтесь спящими. Не оставайтесь в этом сновидении. Имейте настоящую вещь. Пробудитесь ото сна. Таково послание Вед.
Это возможность. Если вы упустите эту возможность в человеческой форме жизни — развитое сознание, то вы снова скатитесь в цикл из 8 миллионов 400 тысяч видов жизни, которые проявляются одна форма за другой. Таков постепенный процесс эволюции. Мы все еще находимся в эволюционном процессе, но этот эволюционный процесс должен быть поступательным, прогрессивным. Не деградируйте. Не скатывайтесь. Не опускайтесь вниз. Благодаря своим многолетним усилиям вы пришли к этому этапу жизни. Теперь продвигайтесь дальше. Достигайте Шри Кришну. Не возвращайтесь.
«Шримад-Бхагаватам» говорит, что большинство людей не осознают своих личных интересов жизни. Это как прийти на перекресток и не знать дорогу. Предположим, вы едете в Филадельфию и, проехав Нью-Йорк, видите перекресток, а дороги вы не знаете. Конечно, в Америке очень эффективная система направления на дорогах. Таким образом, вы не заблудитесь. Точно так же в священных писаниях ведическая литература дает вам направление. Да, вот перекресток. Если вы хотите ехать этим путем, вы можете повернуть. Итак, Бхагаватам говорит, что люди не знают в каком направлении продвигаться. Человек должен знать, что он должен дальше продвигаться к Вишну. Почему? Потому что это очень высокоразвитая жизнь. В этой форме жизни у нас очень высокий интеллект. У нас больше интеллекта, чем у кошек, собак и других животных. Зачем неправильно ее использовать? Ошибочное направление обусловлено влечениемя к этой телесной концепции жизни. Человек думает: «Я буду счастлив, максимально используя тело и чувства».
Поскольку мы не знаем, в чем заключается наша прогрессивная жизнь, мы пытаемся выжать все соки из этого тела. Чтобы наслаждаться им. В «Бхагаватам» приводится очень хороший пример об этих глупых людях. Их сравнивают с верблюдом. Верблюд — животное пустыни, очень любящее ветки с шипами. У них очень длинные шеи, и они берут охапку веток с шипами и начинают жевать. При соприкосновении с шипами, из языка сочится кровь. Естественно, если пожевать колючки, ваш язык порежется. Итак, когда они берут эти колючки в рот и начинают жевать, выходит кровь. И когда кровь смешивается таким образом, они ее едят, потому что кровь имеет вкус, который ему нравится. Он считает, что ветки с шипами очень вкусные. Наша сексуальная жизнь такова. Просто выдавливая это из тела, мы думаем, что наслаждаемся этим. Это наше положение. Дается другой пример. В Индии прачки держат ослов. Они нагружают осла насколько возможно. Осел работает весь день, а вечером ему предлагают немного травы, и он доволен. Ради пучка травы он готов работать целый день с полутонной одежды на спине. Точно так же и мы, карми, очень заняты работой весь день и всю ночь. И когда мы приходим домой, мы едим только один кусок хлеба. За один кусок хлеба, который стоит не больше десяти центов, человек работает весь день и всю ночь. Итак это сравнивается с ослом. Этот осел не знает, для кого он трудится так тяжело и получает немного хлеба: «Это цель моей жизни». Цель моей жизни — съесть что-нибудь и лечь спать, получить немного сексуального удовольствия, а потом умереть? Нет, это не цель жизни. Целью вашей жизни должно быть осознание себя, того, что вы — неотъемлемая частица Верховной Абсолютной Личности Бога, Шри Кришны. Кришна ждет вашего прибытия, чтобы вы могли наслаждаться жизнью в Его обществе.
Человек не знает, что такое прогрессивный образ жизни. Почему? Потому что он понял, что это чувственное наслаждение есть величайшее удовольствие в жизни. Он глупо думает что он будет счастлив этим наслаждением чувств. Это все равно, что иметь лошадь, которая не взнуздана должным образом. Оно бежит, бежит, и вы не знаете, куда оно вас закинет. Точно так же неуправляемые чувства подобны разнузданным лошадям, тянущим вашу колесницу. Вы не знаете, куда вас это забросит. Мы не осознаем, насколько мы ответственны за каждое действие. На каждую маленькую часть нашего действия есть реакция. И наши неконтролируемые чувства проводят нас через цепочку действий и противодействий, и затягивая нас в самую темную часть вселенной.
Поэтому Господь Шри Кришна говорит, что того, кто научился контролировать чувства, называют свами. Для контролирующего себя человека мирская деятельность — тьма. Те, кто находится в чистом сознании, видят, что люди, которые усердно работают только для того, чтобы есть, спать, совокупляться и защищаться, — эти люди спят. А для людей которые занимаются этой материальной деятельностью, спим мы. Они видят, что Свамиджи приехал в Америку, чтобы проповедовать что-то, что сделает нас бездельниками. Он просто пытается отвлечь нас от нашего основного занятия, и он пытается вовлечь нас в процесс киртана и слушания Бхагавад-гиты, и растрачивать время. Итак, они считают, что мы спим. Кому-то может показаться, что эти бедолаги собрались здесь, чтобы тратить время на обсуждение чего-то сухого, не имеющего смысла, что ничего не приносит. Давайте обсудим это в практическом ключе, чтобы мы могли что-то извлечь из этого. Мы видим, что эти люди спят, а они видят, что мы спим.
Теперь, собственно, кто спит? Пробужден тот, кто выходит на платформу осознания, что я не это тело, я есть сознание. Пробужден тот, кто понял этот простой факт, что я не это тело, я есть сознание. Без сознания мое тело бесполезно. Следовательно, я на самом деле есть сознание. Я — чистая душа, и признаком моего присутствия является сознание. Я не это тело. Когда я глубоко поразмыслю, я смогу понять, что это мое тело. Это не я, тело. Это мое тело. Итак, тот, кто это понял, тот бодрствует.
Итак, весь процесс, описанный в Бхагавад-гите, заключается в том, чтобы бодрствовать. Вы — чистое сознание, духовная душа. И не только бодрствовать, но и действовать соответственно, так чтобы в конечном итоге ваше чистое сознание могло освободиться от этой телесной запутанности. Тогда вы получите свою здоровую жизнь. Это болезнь, эта материальная жизнь. Это материальное тело является признаком моего больного образа жизни. На самом деле я не подвержен рождению и смерти. Я вечен. Я никогда не рождаюсь. Я никогда не умираю. Это мое реальное положение. Тогда что это за рождение и смерть? Это связанно с данным телом. Изменения тела, подобного одежде, называется рождением и смертью. Но на самом деле я чистая душа.
Сейчас люди говорят, что бог мертв. Эта теория популярна. Они пропагандируют, что Господь умер. Но ни Бог, ни мы никогда не умрем; и мы не рождаемся. В «Бхагавад-гите» Бхагаван, Верховная Личность Бога, Шри Кришна, говорит:
«Арджуна, почему ты боишься сражаться? Я, ты сам и все эти цари и воины, собравшиеся перед нами, все они существовали прежде, существуют сейчас, и они продолжат существовать в будущем. Нет рождения и смерти. Итак, эта война должна быть на уровне тела. Не бойся этого».
Этот момент мы уже обсуждали. Этот пункт нужно понять: я — чистая душа. Мое присутствие как чистой души подтверждается моим сознание. Я знаю, что происходило в моей прошлой жизни И что происходит, это я могу тоже помнить. И я могу догадываться о своей дальнейшей жизни. По крайней мере, я строю планы на будущее. Если у меня нет будущего, зачем мне планировать? Но я вне этого прошлого, настоящего и будущего. Я вечен. Господь вечен, и я тоже вечен как неотъемлемая частица Верховного Бога. Поэтому мой личный интерес состоит в том, чтобы обрести эту вечную жизнь. Жизнь наполненную блаженством. Жизнь наполненную знанием. Это миссия моей жизни. И тот, кто серьезно относится к этой ситуации, кто взял на себя эту миссию жизни и стремится к этому совершенству, тот действительно пробужден. Но другие, кто не находится в этом положении, спят. Это признак спящего человека. Человек, напряженно работающий весь день, на самом деле не бодрствует. Он спит, потому что его настоящий разум спит. Он потерял собственный интерес. Он не знает, в чем состоит настоящий интерес человеческой жизни.
Вся ведическая литература умоляет нас: «Не спите! Не спите! Просыпайтесь! Просыпайтесь! Вставайте! Поднимайтесь из этого сна! Воспользуйтесь благом, которое у вас теперь есть. Не будь глупым».
Люди много работают и зарабатывают достаточно, чтобы есть. Особенно в вашей стране достаточно средств на еду, и никто не голодает. Это хорошо, но они все еще не удовлетворены. Я очень внимательно это изучил. Все молодые люди кажутся разочарованными. Это не очень хорошее состояние, когда молодое поколение, которое является будущей надеждой страны, чувствует, что надежды нет. Их будущее мрачно. Почему? Потому что у них нет направления. Какова цель жизни? Какими они станут? Философия такова: работай усердно, получай доллары и наслаждайся, как пожелаешь. Это заблуждение. Поэтому молодежь несчастна. Таким образом, они ставят в центр что-то предосудительное, чтобы обрести удовлетворение. Но это не может дать полного удовлетворения.
Сейчас есть возможность. Бхагавад-гита может показать вам вашу настоящую жизнь. Воспользуйтесь этим. Обратитесь особенно к молодежи. Не расстраивайтесь; не разочаровывайтесь. В вашем будущем вас ждет полное наслаждение. Вы все являетесь неотъемлемой частицей Всевышнего. Ишвара парама Кришна, сат-чит-ананда виграха. Господь говорит: «О, эти бедные живые существа. Они так сильно страдают. Они разочарованы. О, они — Мои неотъемлемые частицы». Он заявляет. Итак, Он приходит, чтобы заявить права на вас. «Мои дорогие мальчики, мои дорогие дети, почему вы страдаете? Пожалуйста, выслушайте Меня. Бросьте все свои дела. Просто послушайте Меня. Потарайтесь следовать тому, что Я говорю. Я освобожу вас от всех последствия греха». Вы найдете в «Бхагавад-гите», что это гарантировано. Просто предайтесь Господу. Не только Шри Кришне, конечно. Господь Иисус Христос также говорил подобным образом:
«Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам покой. Возьми на себя ярмо мое и учись у меня; ибо я кроток и смирен сердцем, и вы найдете покой душам вашим. Ибо ярмо мое благо, и бремя мое легко».
(Матфей, 1/28-30)
Это послание всех личностей, пришедших из этого Духовного мира, из Царства Бога. Это единственное послание.
Итак, на самом деле, эта Бхагавад-гита дает вам свет к счастливой жизни. Не упустите эту возможность. Постарайтесь услышать это, получить это. Шри Чайтанья Махапрабху сделал это очень легким. Для осуществления миссии нашей жизни есть девять различных процессов преданного служения: слушание, воспевание, памятование, поклонение, принятие, служение, предложение всего, дружба и молитва. Из этих девяти, первые два процесса, которые являются основными и наиважнейшими, — это шраванам киртанам вишну. Слушать и прославлять. Это очистит ваше сердце от пыли, накопившейся за множество жизней, и вы увидите вещи очень ясно.
Свами и Госвами — разные синонимы этого слова для людей, которые полностью контролируют свои чувства. Не думайте, что вы не можете контролировать свои чувства. Каждый может. Благодаря этому процессу вы обретете силу. Это воспевание: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе поможет вам. Не унывайте, думая, что у вас нет сил. Вы получите силу. Продолжайте этот процесс. Киртанам шраванам означает воспевание Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. И послушайте несколько отрывков из Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам. Используйте эти два процесса, и вы обретете силу для своей духовной жизни. Человек должен занять положение контроля над чувствами.
Вы, несомненно, видели океан. Как он полон! Океан настолько силен, что, если бы он поднялся, весь Нью-Йорк погрузился бы под воду. Но это нас не беспокоит. Он не выходит за свои пределы. Например, Нарроуз — это линия прибоя океана. Океан не заходит по ту сторону этой узкой полосы. Это пример. Когда мы обуздаем чувства, мы будем подобны большому океану, хотя и наполнены духовным знанием, спокойны и бесшумны, никого не беспокоя и не беспокоясь. Умиротворенные.
В Бенгалии насчитывается около пятисот рек. Все эти реки текут вниз, к океану. Но все же океан, Бенгальский залив, спокоен и тих. Бесшумный. Подобным образом, к тем, кто стал таким же полным и большим, как океан, могут прийти материальные желания, но они не будут потревожены. Хотя так много рек стекают в океан, вы не увидите и дюйма прибавления в океане. Он держится на одном и том же уровне. Вы можете взять из него любое количество воды, и вы можете налить в него любое количество воды. Уровень моря всегда одинаков. Дается этот пример. Мы должны иметь желания. Мы не можем погасить желания. Глупо думать, что мы можем подавить желания. Желания — это признаки жизни. Пусть будут желания. Если у меня есть жизнь и сознание, то должно быть и желание. Подобно тому, как вода течет из рек в океан, океан не беспокоится, так и человека не должны волновать эти желания. Это искусство. В этом секрет совершенства вашей жизни.
Желания могут приходить, но если вы утвердились правильным пониманием, вы преобразуете свои желания. Весь процесс заключается в согласовании ваших желаний с желаниями Господа. Например, Арджуна не хотел сражаться, но, услышав Бхагавад-гиту, его желание изменилось. Он сказал: «Да, я буду сражаться!». Он хотел сражаться. Значит, было желание. Качество желания изменился, вот и все. Так же и мы не можем перестать желать. Это невозможно. Но мы должны изменить качество желания. Вот и все. Это не очень трудно: я буду делать это, я не буду делать это. Бхагавад-гита предназначена для того, чтобы показать нам это. Арджуна желал чего-то до того, как услышал Бхагавад-гиту, и он желал чего-то иное после того, как услышал Бхагавад-гиту. Качество желания изменилось. Точно так же, слушая Гиту, вы можете изменить свое желание. Вам не нужно останавливать свое желание. Вы просто должны очистить свои желания. Тогда они не будут вам мешать. Когда ваши желания беспокоят вас, вы можете знать, что вы еще духовно не утвердились. А когда ваши желания просветляют вас, оживляют вас, приносят вам счастье, — вы можете знать, что это желание духовно. Как и в случае с Арджуной, желание должно быть изменено.
Пусть будут желания. Теперь вы можете изменить желания. Желайте для Кришны. Не желай для себя. Желание Кришны. Как я могу желать для Кришны? Возьмем практический пример. Кришна пришел в этот материальный мир, чтобы позвать нас: «Мои дорогие мальчики, пожалуйста, оставьте все свои бессмысленные занятия. Станьте Моим последователем, и Я буду защищать вас». Это послание Кришны. Теперь есть Бхагавад-гита, послание Кришны. Если вы желаете проповедовать это послание Гиты людям мира, это означает, что вы изменили свое желание. И вы можете таким образом очистить себя. Будет достаточно действий, чтобы исполнить желание. Но все эти действия будут очищены.
Итак, нам не нужно останавливать ни свою деятельность, ни свои желания. Но мы должны согласовать их с желаниями Господа, как это сделал Арджуна. После согласования своих желаний с желаниями Шри Кришны его деятельность стала более ответственной. Как трус, он отказывался сражаться. Он был Кшатрием, воином. Его обязанностью было сражаться за благое дело. А что есть благое дело? Шри Кришна велел ему сражаться: «Это Мой план!». Что может быть лучшей причиной, чем это? Когда Верховная Личность Бога говорит, что это Мое желание, что может быть важнее? А что может быть лучше цели, чем та, которая исходит непосредственно от Верховной Личности Бога?
Когда мы идем в ногу с желанием Верховного Господа, тогда наша ответственность становится наиважнейшей, и мы становимся более активными, чем в противном случае. В материальной деятельности вы устанете. В этом разница между материальной и духовной деятельностью. Когда вы заняты духовной деятельностью, вы не устаете. У вас появляются все новые и новые силы действовать. Поэтому желание не нужно останавливать; деятельность нельзя прекращать. Какой бы потенциал ни был у вас, это энергия, данная вам Верховным Господом, потому что вы являетесь неотъемлемой частицей Верховного Господа. Поэтому все энергии, которыми вы обладаете, также являются неотъемлемыми частицами Верховного Господа. И если вы используете их для целей Верховного Господа, тогда вы соединитесь с Ним, и ваша жизнь становится успешной. Вас не будут беспокоить материальные желания, вы обретете покой. Покой, которого вы жаждете жизнь за жизнью, мгновение за мгновением, вы обретете в то время, когда ваши желания очистятся и согласуются с Господом. Тот, кто желает чувственных удовольствий, наслаждения материальными благами, никогда не будет счастлив. Это невозможно. Если вы хотите мира, если вы хотите счастья, если вы хотите совершенства в своей жизни, тогда просто начните согласовывать свои желания, деятельность и возможности с Верховной Личностью Бога. Тогда вы узнаете, что такое настоящее счастье, и сможете определить, кто на самом деле сумасшедший.
Узнать больше
➦ Если Бог один, то почему в мире много религий и противоречий между ними?
➦ Что такое знание и как оно обретается
➦ Санатана-дхарма – вечная деятельность души