«Количество больниц не указывает на здоровую нацию. В материальном мире все безнадёжно больны. Лечения нет. Остановить рождение, старость, болезни и смерть, материальными средствами - невозможно».
Шрила Прабхупада

Дхарма – фундаментальная основа бытия

Дхарма является фундаментальной основой бытия, но в западном мире это понятие было утрачено вместе с ведической культурой прошлого. Нет ни одного слова в наших языках, которое могло бы дать адекватное представление об этом многогранном, пронизывающим собой всё, явлении. В настоящей статье мы рассмотрим вкратце несколько основных аспектов понятия «дхарма».

В самом общем смысле дхарма означает неотъемлемое качество чего-либо, определяющее его суть (природу, предназначение, функции, долг), которое отличает его от других предметов и явлений, обладающих другой дхармой.

Дхарма соли – быть соленой, дхарма сахара – быть сладким, дхарма воды – текучесть, дхарма солнца – освещать и согревать вселенную и её обитателей, дхарма земли – давать прибежище и пищу живым существам и т.д. Любой предмет или явление обладает своей дхармой.

Дхарма – это то свойство, которое невозможно изменить и от чего невозможно избавиться никаким образом. Даже если пытаться скрыть или подавить дхарму чего-либо, то она всё равно проявится, подобно тому, как невозможно утаить шило в мешке. Например, соль и сахар – сыпучие белые вещества, похожие друг на друга. Если быть недостаточно внимательными, то можно их перепутать и в сладкое блюдо насыпать соль вместо сахара или наоборот. В итоге из-за нарушения дхармы блюдо становится испорченным.

Дхарма определяет предназначение каждого объекта (в т.ч. живых существ разных категорий), то, как они должны использоваться. Иными словами, дхарма определяет долг или обязанность того или иного объекта в отношении других объектов, их групп и бытия в целом.

На основе дхармы всё бытие обладает внутренней гармонией, каждый его элемент находится на своём месте и служит, выполняет свою функцию – то, для чего он предназначен. Таким образом принципом дхармы является служение другим. Этого невозможно избежать, все служат, но результат служения может быть разным, в зависимости от того, на что оно направлено, какую преследует цель. Дхарма коровы – давать молоко, она служит телёнку и человеку, дхарма колеса – вращаться, оно служит автомобилю перемещая его, автомобиль служит человеку и т.д. Всё связано служением согласно дхарме каждого. Если дхарма нарушается, происходит дисгармония и начинаются проблемы.

Например, ссоры в семье происходят из-за того, что муж не следует своей дхарме, а жена не следует своей, они даже не знают о ней, потому что никто их не обучал ведической науке. Дхарма женщины быть матерью и верной женой, служить мужу, быть зависимой от него и быть ему помощницей, а дхарма мужа брать ответственность за жену и детей, обеспечивать их всем необходимым для жизни и заботиться об их духовном развитии. Но женщинам внушают что они должны быть независимыми, что дети – это обуза, что они должны быть сильными, конкурировать с мужчинами, сами себя обеспечивать и т.д. (феминистические грёзы). А в мужчинах воспитывают безответственность, похоть и безбожие. Поэтому в наше время крепкие и здоровые семьи стали большой редкостью.

ш́рейа̄н сва-дхармо вигун̣ах̣
пара-дхарма̄т св-анушт̣хита̄т
сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣
пара-дхармо бхайа̄вахах̣

«Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путём, предназначенным для других, опасно».

Бхагавад-гита, 3.35

Дхарма устанавливается Свыше, непосредственно Богом. Поэтому слово «дхарма» с санскрита часто переводится как религия. Религия означает – законы Бога, Его заповеди и наставления. Эти законы содержатся в священных писаниях, в наиболее полной мере в Ведах. Религия подразумевает исполнение воли Верховной Личности Бога. Религиозный человек – это тот, кто знает законы Бога и следует им в каждое мгновение своей жизни. Поэтому религия – это не просто по воскресениям свечку ставить в храме, а в остальное время делать что вздумается. Религия – это сама жизнь. Дхарма дана Свыше и пронизывает все аспекты жизни. Человек должен знать законы Бога и выполнять предписанные ими свои обязанности, согласно своему положению в отношении семьи, работы, общины, храма и т.д.

Для человеческого общества Веды предписывают социальную систему – варнашрама-дхарма, согласно которой общество делится на четыре варны (профессиональные группы: рабочие-крестьяне, производители-торговцы, управленцы-защитники, мудрецы-священники) и четыре ашрма (духовные уклады: ученики, семейные, отошедшие от дел, отречённые). Положение в варнах определяется врождёнными задатками, с которыми человек рождается и которые развиваются в процессе воспитания и образования, а положение в ашрамах человек занимает по периодам жизни. Каждой варне и каждому ашраму соответствуют разные дхармы (обязанности).

Поскольку всё в мироздании является энергиями Бога, а Он является их источником, обладателем и наслаждающимся, высшей дхармой всего сущего является служение Ему. Так мы подходим к понятию – саната-дхарма. Слово санатана означает то, что не имеет ни начала, ни конца, т.е. является вечным. Санатана-дхарма – это бескорыстное любовное преданное служение души Богу (бхакти), и это является истинной религией всех живых существ.

В духовном мире есть только одна дхармаснанатана-дхарма, вечная дхарма. В материальном мире все дхармы предназначены для того, чтобы возвысить душу до рождения в человеческом теле, обучить её санатана-дхарме и вернуть её в духовный мир. Все ведические писания предназначены для того, чтобы привести души к этому моменту. Для этого же предназначена ведическая социальная система варнашрама-дхарма. Любая дхарма в материальном мире является временной и по существу бессмысленной (каитава-дхарма), если она не приводит к санатана-дхарме. Потому Шримад-Бхагаватам начинается со слов «дхармах̣ проджджхита-каитаво ‘тра»:

«Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта «Бхагавата-пурана» провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной «Бхагавата-пураны», составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание «Бхагаватам», это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце».

Шримад-Бхагаватам, 1.1.2

В человеческом обществе люди устанавливают и культивируют различные законы, права и обязанности, религиозные традиции и т.д., но если они не ведут к бескорыстному любовному служению Богу (санатана-дхарма), то все они являются ложными (каитава-дхарма), они не способны никого сделать счастливыми и должны быть отвергнуты.

Бхакти, любовь к Богу в покрытом эгоизмом состоянии живёт в сердцах всех живых существ. Чтобы пробудить её, Веды предписывают людям всё использовать в служении Богу. Об этой науке (бхакти-йоге) мы поговорим в отдельной статье, здесь же важно понять её принцип – всё является энергиями Бога, всё должно служить Ему для Его удовлетворения, а поскольку все связаны с Ним вечными неразрывными узами, все также обретают полное удовлетворение.

В этой связи самая простая рекомендация, которую каждый может легко применять в своей жизни, изложена в следующих стихах Бхагвад-гиты:

йат кароши йад аш́на̄си
йадж джухоши дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа
тат курушва мад-арпан̣ам
ш́убха̄ш́убха-пхалаир эвам̇
мокшйасе карма-бандханаих̣
саннйа̄са-йога-йукта̄тма̄
вимукто ма̄м упаишйаси

«Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью [аскезу] ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне. Так ты освободишься от бремени кармической деятельности и её хороших и плохих последствий. Сосредоточившись на Мне и действуя в духе самоотречения, ты обретешь освобождение и придёшь ко Мне».

Бхагавад-гита, 9.27-28

Таким образом, смыслом жизни человека, его дхармой, является – все возможные дхармы занять в преданном служении Богу, связать с санатана-дхармой.

Например, солнце светило и согревало, дожди давали воду, земля давала питательные вещества, садовник ухаживал за деревом, появились яблоки, он продал их торговцу, а тот реализовал их на рынке, покупатель помыл яблоко и съел. Солнце, дождь, земля, садовник, торговец, покупатель, вода и само яблоко исполняли свою дхарму, но всё это не имело никакого смысла (каитава), потому что не служило удовлетворению Бога и нисколько не возвысило все эти души. Результат такой, что тот, кто съел яблоко, в итоге сходил в туалет и потом снова захотел есть. Это каитова-дхарма, бессмысленная деятельность, работа энергий Бога вхолостую. Однако, если человек находится в знании, он берёт это яблоко и предлагает его на алтаре Богу с молитвой: «Боже, это Твоё и предназначено для Твоего удовлетворения. Пожалуйста прими, пролей на нас всех Свою милость и позволь нам вечно преданно служить Тебе с любовью!». Бог принимает подношение, и это отношение человека к Нему Его очень сильно радует и доставляет удовольствие. Таким образом деятельность солнца, дождя, земли, яблони, торговца, яблока и того, кто непосредственно предложил его Богу, становится преданным служением Богу, санатана-дхармой. Все соучаствующие в этом действии души (заключённые в телах солнца, земли, яблони, торговца и т.д.) очищаются от материальной скверны (эгоизма, корысти), и каждый из них зарабатывает благочестие (сукрити), необходимое чтобы продвигаться по пути обратно к Богу. Так же эти блага получают и все, кто вкушает пищу, таким образом предложенную Богу и освящённую Им. Такая пища называется прасадом, что означает «милость». Душа, которая была в теле яблони и вырастила этот плод, в одной из следующих воплощений родится в теле человека, получит возможность непосредственно совершать преданное служение Богу и достигнув в нём совершенства вернётся домой обратно к Нему в духовный мир.

В этом кроется секрет фразы «Человек – наместник Бога на земле». Это наша дхарма. Мы должны действовать в духе преданного служения Богу (бхакти), независимо от национального, конфессионального, социального и других временных самоотождествлений. Это духовная культура, которую может реализовать человек в любом положении, какое бы он ни занимал. Нужно просто задействовать все предметы материального мира, энергию и плоды деятельности живых существ в служении Богу, тем самым помогая всем этим душам возвышаться до человеческого рождения, а тех, кто уже родился человеком обучать бескорыстному выполнению обязанностей и преданному служению Богу. Система социального устройства варнашрама-дхарма предназначена для обеспечения этого процесса, потому общество нуждается в том, чтобы её вновь установили на всей земле.

Пробуйте применять эти принципы в своей жизни и продолжайте изучать ведическое знание и культуру. Это позволит вам достичь совершенства жизни и помочь другим душам, обречённым на бесконечные страдания в цикле рождения, болезни, старости и смерти.

Узнать больше

➦ Санатана-дхарма – вечная деятельность души
➦ Варнашрама-дхарма – социальная система от Бога
➦ Энергии Верховной Личности Бога
➦ Обзор мироустройства: духовный и материальный мир

Задать вопрос, подписаться
Поделиться с друзьями
БХАКТИМИР
ru en de fr it es pt nl hi bn ta mr tr ar zh ko ja