«Настоящий разум (буддхи) – это способность понимать тонкую деятельность материальной природы».
Шрила Прабхупада

Живое существо (личность)

Живое существо – это духовная сущность (брахман), представляет собой сознающую личность.

Живые существа обладают следующими неотъемлемыми качествами:

  • сат – вечность, они никогда не возникали, не возникают, не будут возникать и не могут прекратить своего существования;
  • читсознание, они обладают знанием и осознают реальность;
  • ананда – блаженство, они исполнены блаженства и стремятся к увеличению блаженства.

Существуют два типа живых существ:

  1. Парабрахман – Сверхдуша, Бог, Верховное живо существо, Он вибху – бесконечно великий, исполнен всех совершенных качеств, Он является Источником всех энергий, их Повелителем и Поддерживающим;
  2. Брахмандуша (джива, атма), подчинённое живое существо, она ану – бесконечная маленькая частичка Парабрахмана, во всём зависящая от Него.

В общем случае понятие «живое существо» в ведических текстах употребляется по отношению к дживе. Все дживы являются энергиями Бога, потому их предназначение подчиняться и служить Ему.

Брахман (дух) не имеет отношения к материи, не может быть обнаружен материальными средствами, однако, некоторые дживы (как мы с вами), будучи пограничной энергией Бога, могут по своему выбору покрываться материей, забывать о своей истинной природе брахмана, забывать о своём предназначении служить Богу, и заниматься материальной деятельностью для собственного удовлетворения в материальных телах, соответствующих их эгоистическим желаниям и заслугам.

нитйо нитйа̄на̄м̇ четанаш́ четана̄на̄м
эко бахӯна̄м̇ йо видадха̄ти ка̄ма̄н
там а̄тма-стхам̇ йе ’нупаш́йанти дхӣра̄с
теша̄м̇ ш́а̄нтих̣ ш́а̄ш́ватӣ нетареша̄м

«Верховный Господь поддерживает жизнь бесчисленных существ разных видов и форм. Он обеспечивает их всем необходимым, учитывая деятельность каждого из них и её последствия. Тот же самый Верховный Господь в образе Своей полной экспансии пребывает в сердце каждого живого существа. Только святые, которые способны видеть Верховного Господа внутри и снаружи всего, обретают вечный мир в душе».

Катха-упанишад, 2.2.13

В книге «Молитвы царицы Кунти» (глава 10) Шрила Прабхупада разъясняет это следующим образом:

«Нитйо нитйа̄на̄м̇ четанаш́ четана̄на̄м. Кришна – верховный нитья, высшая жизненная сила среди бесчисленного множества других жизненных сил. Нас, живых существ (джив), бесчисленное множество (ананта), нас невозможно сосчитать. Кришна – тоже живое существо, но Он – главное, верховное живое существо. В этом разница между нами и Кришной. За одним лидером идёт много последователей. Так же и Кришна, верховное живое существо, является верховным лидером, а мы – подчиненные Ему и зависимые от Него живые существа. Эту зависимость совсем не трудно понять. Если Кришна не обеспечит нас пищей, мы будем голодать, ибо сами по себе ничего не можем произвести. Эко бахӯнам̇ йо видадха̄ти ка̄ма̄н: Кришна поддерживает всё сущее и нас в том числе. Значит, Кришна – подлинный хозяин и господин, и мы должны подчиниться Ему. Таково наше естественное изначальное положение. Одержимые ложным желанием господствовать в материальном мире, мы пребываем в заблуждении. Надо избавиться от этого заблуждения и всегда стараться исполнять волю Кришны. Тогда наша жизнь пройдет не зря».

Узнать больше

➦ В чём разница между душой и духом? Есть ли душа у животных?
➦ Самопознание: кто я?
➦ Энергии Верховной Личности Бога
➦ Обзор мироустройства: духовный и материальный мир

Поделиться с друзьями
БХАКТИМИР
ru en de fr it es pt nl hi bn ta mr tr ar zh ko ja