«Философия будет позднее. Прежде всего, нужно очистить сердце».
Шрила Прабхупада

Кастовая система Индии и варнашрама. В чём разница?

Часто случается, когда люди слышат слово «шудра», у них включается негативная реакция и они начинают обвинять говорящего: «Да в вашей Индии ужасная кастовая система, там так сильно людей эксплуатируют, это всё ваши Веды, потому нам это не надо!». Давайте посмотрим с чем же мы имеем дело в действительности?

Для начала надо определиться с понятиями. Традиционная ведическая система социального устройства – варнашрама-дхарма, и она не имеет никакого отношения к Индии (в современном её виде). Это научная система дана непосредственно Богом:

ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣
тасйа карта̄рам апи ма̄м̇
виддхй акарта̄рам авйайам

«В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай, что, хотя Я создатель этой системы, Сам Я, будучи неизменным, непричастен к какой-либо деятельности».

Бхагвад-гита, 4.13

Души находятся на разном уровне развития своего сознания, кто-то уже много раз рождался в человеческой форме жизни, развивался как человек, а кто-то только вышел из животного царства. Поэтому в обществе все люди обладают разными качествами и способностями, в соответствии с их уровнем развития сознания и опытом в человеческих формах жизни. По этой причине они имеют естественную склонность к определённому роду деятельности. Всего таких родов деятельности четыре и они на санскрите обозначаются словом «варна», что означает сословие или профессиональная группа.

Веды сравнивают общественную систему с организмом, в котором варны являются разными частями тела и выполняют свои специфические функции (дхарму).

Функции варн в общественном организме, следующие:

  1. Брахманы (мудрецы и учителя) являются головой общества, они обеспечивают общество знанием и задают направление развития;
  2. Кшатрии (управленцы и воины) являются руками общества, они управляют и защищают общество в соответствии с указаниями брахманов;
  3. Ваишйи (производители и торговцы) являются животом общества, они обеспечивают общество продуктами питания и необходимыми для жизни вещами;
  4. Шудры (рабочие) являются ногами общества, они осуществляют физическую работу, служат по найму трём другим сословиям.

Если ногам доверить функции головы, а голову заставить выполнять функции живота и т.д., то в таком организме будет хаос и он просто не сможет жить. То же самое касается общества. Чем выше социальный статус, тем у человека больше ответственности. Например, царь обладает богатствами, но он их использует для заботы о подданных и в случае опасности, царь должен защищать подданных даже ценой своей жизни. Но шудры не обязаны идти на войну или решать социальные вопросы, они просто трудятся и тем довольны. Брахманы аскетичны, им нельзя иметь богатства, они живут на то, что Бог пошлёт, совершают богослужение и обучают всех, потому они самые почитаемые в обществе.

Нету профессий престижных или нет. Престиж – это иллюзорная ментальная конструкция. Есть качества, способности и склонности, которые человек должен использовать в деятельности, наиболее подходящей для него. Это называется дхармой – предназначением. Следуя дхарме человек чувствует, что он нужный, полезный, он удовлетворён и получает необходимый для жизни доход.

Таким образом, мы обнаружим людей с качествами этих четырёх категорий во всех обществах и во все времена. Когда каждый из них занят профессией по своим качествам, выполняет свою дхарму, то в обществе порядок и все довольны. Когда функции одной части организма общества выполняют люди с качествами другой части организма общества, тогда начинаются большие проблемы, такие как эксплуатация и несправедливость.

В обществе варнашрама-дхармы качества людей определяли в детстве и обучали их соответствующей профессии. Если в семье шудры рождался ребёнок с качествами кшатрия, то его обучали как воина и администратора, если в семье брахмана рождался ребёнок с качествами шудры, его учили как шудру и он выполнял функции шудры.

В кали-йугу (нашу эпоху) люди деградируют настолько, что перестают следовать системе варнашрама-дхарма, и тогда по всему миру появляется «кастовая система», которая имеет те же самые названия сословий, но совершенно другое содержание.

Суть «кастовой системы» в том, что профессия и соответственно сословие человека определяется не по качествам присущим личности, а по рождению в той или иной семье. То есть, если в семье брахманов родился ребёнок с качествами шудры, его делают брахманом, если в семье депутата родился ребёнок с качествами сапожника, его делают депутатом, если в семье дворника родился гений с качествами брахмана, его делают шудрой и т.д. Через несколько поколений такой практики в обществе начинается настоящий беспредел.

ш́рейа̄н сва-дхармо вигун̣ах̣
пара-дхарма̄т св-анушт̣хита̄т
сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣
пара-дхармо бхайа̄вахах̣

«Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем, предназначенным для других, опасно».

Бхагвад-гита, 3.35

Неквалифицированные люди низших качеств добираясь до возможностей доступных высшим сословиям начинают ими злоупотреблять, потому что у них не развито чувство ответственности перед другими членами общества и Богом, и начинается воровство, эксплуатация, дискриминация и прочие негативные социальные явления. Душа в прошлом воплощении была в теле собаки, а в этом родилась у чиновника и заняла положение чиновника, хотя её качеств хватает только на то, чтобы мусорные баки опорожнять и подметать улицы. Именно это мы сейчас наблюдаем по всему миру. Люди, которые имеют деньги, своим бестолковым детям покупают дипломы и продвигают их в органы управления, бизнес и др. «элитные» слои общества, они там начинают заниматься рвачеством, чем портят дела всего общества, превращаются в грабителей и развратителей.

Таким образом, «Кастовая система» – это не какое-то «индийское изобретение», это неизбежное следствие деградации людей в век Кали. Уже в средние века по всему миру ведическая культура была утрачена, но в Индии она сохранялась, хотя сословия уже начали проявлять признаки «кастовости». Одна из целей британской оккупации Индии, которая началась в средине 18 века, была – уничтожить остатки ведической культуры. Они начали делать две вещи: 1) внушать индийцам идею, что они недоразвитые, неполноценные дикари, что их культура – это варварство и побуждать их «озападниваться»; 2) развернули пропаганду на Западе, что всё индийское – это что-то самое ужасное что есть в мире. И это происходит до сих пор. СМИ, кино, политики и т.д. целенаправленно порочат всё индийское, потому что там ещё есть осколки ведической культуры. Глобалисты, которые хотят быть хозяевами мира, очень боятся, что из этих осколков в мире снова возродится ведическая культура, потому что она основана на Ведах, на знании, а если люди обладают знанием, ими невозможно манипулировать. И этот процесс восстановления ведической культуры уже идёт повсюду в мире. Это истинные глубинные причины лживой негативной пропаганды в отношении Индии. В рамках этой кампании и был сконструирован ментальный монстр под названием «Индийская кастовая система», который показывает миру как якобы там угнетают бедных людей, якобы это только у них это, а у нас на Западе свобода, демократия, социальная справедливость и все счастливы.

В России, например, пол страны в нищете, бабушки пенсионерки копейки собирают с мизерной пенсии чтобы за коммуналку заплатить. Это плоды «кастовой системы». Ещё самым большим показателем кастовости и нищеты на Западе являются кредиты. Подавляющее большинство людей на Западе живут в долгах: жильё есть, телевизор, холодильник, стиралка, новые обои, собака и т.д. Выглядит так, что вроде у них всё хорошо, но на самом деле они самые настоящие нищие, они вынуждены как рабы работать на двух-трёх работах чтобы оплачивать кредиты, а если они не могут отдать кредит, банк у них всё забирает. Но нам показывают по телевизору «бедного» человека в Индии иллюстрируя «ужасы индийской кастовой системы». У него простой дом, жена, дети, поле, корова, он выращивает свою качественную еду, излишки продаёт, на жизнь хватает, он поклоняется Богу, и они счастливы. Так кто бедняга, которого эксплуатируют высшие касты?

Резюмируя вышесказанное, ещё раз подчеркнём, что традиционная ведическая система варнашрама-дхарма определяет сословие человека (варну, профессию) по его качествам, и эту систему надо восстановить на всей планете, тогда люди будут жить в мире и заниматься саморазвитием, готовя себя к возвращению в духовный мир. «Кастовая система», которая сейчас по всему миру утвердилась, напротив определяет сословие человека по факту рождения в той или иной семье без учёта его реальных качеств и способностей, что приводит общественные дела в полный беспорядок, люди деградируют и страдают.

Что касается слова «каста», то в нём самом по себе нет ничего ужасного, оно также как и слово «варна» указывает на профессиональное сословие, не более. Это синонимы. Иногда Шрила Прабхупада в своих переводах и лекциях употреблял это слово имея в виду сословия варнашрама-дхармы. То же самое касается слова «шудра» – это синоним слова «рабочий», т.е. любой человек занятый физическим трудом и пугаться этого слова не нужно.

Узнать больше

➦ Дхарма – фундаментальная основа бытия
➦ Варнашрама-дхарма – социальная система от Бога
➦ Защита женщин и ранние браки по договору родителей

Задать вопрос, подписаться
Поделиться с друзьями
БХАКТИМИР
ru en de fr it es pt nl hi bn ta mr tr ar zh ko ja