Метод ритмичной джапа-медитации помогает достичь максимальной концентрации внимания за счёт более полного вовлечения чувств и ума в процесс воспевания святого имени на чётках, а также вдохновляет воспевать святое имя больше и больше. Можно практиковать даже если у вас ещё нет чёток.
Джапа-медитация в ритме
О методе ритмичной джапа-медитации
Слово «ритм» происходит от санскритского слова «рита» (ऋत ṛtá – то, что должным образом соединено; порядок; правило; закон; истина; реальность; регулярность) – это принцип естественного порядка, который регулирует и координирует процессы во вселенной и всего, что в ней находится. Всё в мироздании подчиняется определенным ритмам: день сменяет ночь, а ночь — день, времена года сменяют друг друга, наше сердце бьётся с определенной частотой, мы дышим в ритме и т.д.
Также от санскритского слова «рита» происходит слово «ритуал» – периодически повторяющиеся действия или церемонии, назначение которых синхронизировать сознание и бытие человека с Высшим сознанием – Богом и Его бытием.
Практика процессов бхакти (садхана) – это наша попытка синхронизировать своё сознание с сознанием Кришны. Центральное место в практике бхакти занимает процесс шраванам-киртанам – слушание и повторение святого имени, которое представлено в двух формах: киртан – совместное воспевание святого имени и джапа – индивидуальное воспевание святого имени на чётках. Суть киртана и джапы заключается в том, чтобы правильно (чётко) воспроизводить звук святого имени и внимательно Его слушать. Это называется медитацией.
Неспособность сосредотачиваться на воспевании и слушании святого имени, отвлечение внимания на посторонние мысли, разговоры и предметы (такие как смартфон) – это препятствия в медитации. Невнимательность является корнем всех оскорблений. Оскорбительное отношение к святому имени, ваишнавам, духовному учителю и священным писаниям замедляет, усложняет и может даже остановить процесс духовного развития, потому в наших интересах избавиться от оскорблений, начиная с невнимательности.
Те, кто имеют опыт медитации знают, что в совместном киртане легче чем в индивидуальной джапе сосредоточиться на святом имени и внимательно воспевать. Почему так происходит? Потому что в киртане присутствует ритм и синхронность. Во время киртана ритмично звучат музыкальные инструменты, большое количество людей синхронно воспевают и слушают святое имя, возникает гармония и вовлечённость в процесс. Но когда мы повторяем святое имя на чётках, наш ум легко отвлекается и джапа зачастую превращается в пытку, как для святого имени, так и для нас самих.
Ярким признаком оскорбительной джапы является желание чтобы она поскорее закончилась, потому, когда мы дочитываем последнюю бусину, мы с радостью откладываем мешочек в сторону и приступаем к более «интересным» занятиям. Вам знакома подобная ситуация? Это свидетельствует о том, что нам есть над чем работать. В норме, когда мы заканчиваем установленное обетом количество кругов, нам должно хотеться продолжать воспевать святое имя больше и больше, а если жизненные обстоятельства не позволяют продолжать воспевание, то мы прилагаем все возможные усилия чтобы изменить их и получить возможность воспевать святое имя сверх обета.
Рекомендуем прочитать книгу «Аффирмации для улучшения джапы» Махатмы даса, которая содержит 20 медитаций для углубления вашего воспевания Святых имён.
Если проанализировать что приводит к невнимательности во время джапы, то можно обнаружить минимум две причины:
- Недостаток понимания, веры и убеждённости в процесс бхакти в целом и в воспевание святого имени в частности;
- Необузданный ум и блуждающие чувства.
Первая причина искореняется ежедневным чтением книг и слушанием лекций Шрилы Прабухпады, а также общением с реализованными преданными, которые обладают непоколебимой верой, правильно понимают и проповедуют философию сознания Кришны в соответствии с шастрами, Шрилой Прабхупадой (гуру) и предыдущими ачарьями (садху).
Вторую проблему разберём более детально.
Ум связан с чувствами, а чувства постоянно ищут приятные для себя объекты. Когда чувства соединяются с объектами чувств, тогда в уме создаётся иллюзия удовольствия. Когда объекты неприятны для чувств, то в уме возникают негативные эмоции и создаётся иллюзия страдания. Так работает система по умолчанию, когда мы находимся на уровне отождествления себя с телом, в телесном материальном сознании. На этой платформе для ума и чувств в джапе нету ничего приятного и интересного, им скучно, потому они начинают искать себе более интересные занятия: с кем-то поболтать о ерунде, взять смартфон, зайти в соцсети, ответить на сообщения, что-то другое поделать свободной рукой и т.д.
В Бхагавад-гите 2.67 Господь Кришна говорит Арджуне:
«Как сильный порыв ветра уносит лодку, так даже одно свободно блуждающее чувство, на котором сосредоточен ум человека, может увлечь за собой его разум».
Нам следует во время джапы создать такие условия, которые не позволят нашим чувствам блуждать, уводя за собой ум и разум.
Предназначение разума – с помощью знания обуздывать ум и чувства, занимая их деятельностью способствующей достижению поставленной цели. Это называется аскезой. В нашем случае целью является обретение сознания Кришны, преданного служения Ему для Его удовлетворения. Суть практики бхакти-йоги сводится к тому, чтобы занять свои чувства одним единственным объектом – Кришной.
Язык имеет две функции: воспроизводить звуки и ощущать вкусы. Он ставится под контроль разума занимаясь воспроизведением звуков святого имени и повествований о форме, качествах и деяниях Господа и Его спутников, и вкушением исключительно кришна-прасада. Если мы позволяем себе есть что-то, что должным образом не было предложено Кришне, мы не сможем контролировать язык, а следовательно желудок и гениталии, тогда они не будут давать возможности сосредоточиться на святом имени во время джапы (подробнее см. «Нектар наставлений», стих 1).
Слух мы должны использовать для слушания святого имени и повествований о Господе, и не должны слушать то, что с Ним не связано. В процессе джапа-медитации чувство осязания должно быть занято перебиранием чёток, если их пока нет, то можно переставлять большой палец правой руки по остальным четырём пальцам. Обоняние занимается в преданном служении вдыханием аромата предложенных Господу листьев Туласи, цветов, благовоний и масел.
Особое значение имеет чувство зрения, Кришна подчёркивает в Бхагавад-гите 2.62-63:
«Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни».
Именно глаза чаще всего первыми обнаруживают материальные объекты и стимулируют другие чувства взаимодействовать с ними. Так не в силах противостоять половому желанию возникавшему при виде красивых женщин, великий святой в нашей сампрадайе Билвамангала Тхакур выколол себе глаза. После этого половое желание его больше не беспокоило, и он смог полностью посвятить себя любовному преданному служению Шри Кришне. Этот радикальный способ решения проблемы не рекомендуется для подражания, наш метод – занять зрение в служении Господу.
Чем обычны заняты наши глаза во время джапы? Они блуждают в поисках объектов созерцания. Как только они обращают внимание на какой-то объект, следом активируется память и воображение, ум начинает выстраивать цепочки ассоциаций, и мы больше не слушаем святое имя, ум думает о посторонних вещах, летает в своих грёзах. В итоге мы пропускаем слова мантры, не выговариваем их должным образом, пропускаем бусины или перескакиваем через них, засыпаем и т.п., и так вымучиваем свои круги.
Метод ритмичной джапа-медитации в значительной мере позволяет решить проблему невнимательности при воспевании святого имени на чётках за счёт двух факторов:
- Ритм задаёт временные рамки.
Следование ритму не даёт возможности даже на небольшой промежуток времени остановить воспроизведение языком звуков святого имени и в этот момент заняться чем-то другим (подобно тому, как невозможно выйти из поезда, который несётся на полном ходу). Представлены множество вариантов ритмов, можно подобрать на любой вкус и отрегулировать скорость. - Зрительные образы вовлекают зрение.
На экране достаточно объектов для созерцания: изображения ачарьев и эпизодов из священных писаний (Шрила Прабхупада называл их окнами в духовный мир), текст и значение Маха-мантры, цифровые счётчики бусин и кругов, анимация руки с чётками и строка прогресса круга.
Всё что нужно — это прост о сесть перед экраном, слушать и повторять святое имя следуя за ритмом. Попробуйте и убедитесь сами.
Помнить о Кришне и никогда о Нём не забывать
смартавйах̣ сататам̇ вишн̣ур
висмартавйо на джа̄тучит
сарве видхи-нишедха̄х̣ сйур
этайор эва кин̇кара̄х̣
Кришна — источник Господа Вишну. Надо всегда помнить о Нём и не забывать Его ни при каких обстоятельствах. Все предписания и запреты, упомянутые в шастрах, должны служить этим двум принципам.
Этот стих — цитата из «Падма-пураны». В шастрах приводится множество регулирующих принципов, и духовный учитель даёт множество наставлений. Все эти наставления и правила призваны служить главному принципу: всегда помнить о Кришне и никогда Его не забывать. Это возможно, если постоянно повторять мантру Харе Кришна. Поэтому маха-мантру Харе Кришна нужно повторять всегда, двадцать четыре часа в сутки. У нас может быть много других обязанностей, которые поручены нам духовным учителем, но первым делом следует выполнять указание духовного учителя повторять предписанное число кругов мантры в день. В Движении сознания Кришны мы советуем начинающим повторять как минимум шестнадцать кругов. Если человек хочет всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нём, он должен строго следовать этому правилу. Из всех правил, которые даёт духовный учитель, его наставление повторять не менее шестнадцати кругов является самым важным.
Можно продавать книги, приглашать людей становиться пожизненными членами нашего Общества или заниматься любым другим служением, но эти обязанности не являются обычными обязанностями. Все они помогают нам помнить о Кришне. Когда человек выходит на улицу с группой санкиртаны или продаёт книги, он естественным образом помнит, что продаёт книги о Кришне. Так он постоянно помнит о Кришне. Когда преданный приглашает людей становиться пожизненными членами, он говорит о Кришне и потому помнит о Нём. Смартавйах̣ сататам̇ вишн̣ур висмартавйо на джа̄тучит. Вывод таков: нужно действовать так, чтобы всегда помнить о Кришне, и воздерживаться от всего, что заставляет нас забыть Кришну. Эти два принципа составляют основу сознания Кришны.
(Шрила Прабхупада, «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхйа-лӣла̄ 22.113)
Практические рекомендации
- Самое главное в джапа-медитации – это чётко проговаривать слова мантры и внимательно их слушать, в этом вся суть воспевания святых имён Бога. Поэтому выбирайте такую скорость, которая позволит вам членораздельно и внятно воспроизводить святые имена и слышать их. По мере накопления опыта можно будет постепенно увеличивать скорость, внимательно следя за качеством произношения святых имён.
- Старайтесь в имени Кришна и Рама ставить ударение на первый слог: Кри́шна, Ра́ма. Если ударение ставить на последний слог, то, в соответствии с правилами санскрита – это будут женские имена. Так произносить неправильно, потому что Бог не женщина.
- В окне видео справа внизу есть «Шестерёнка». Там можно выбрать качество изображения. Если интернет зависает, ставьте значение качества ниже.
- Чтобы изменять скорость с шагом в 5%, нужно нажать на ту же «Шестерёнку», далее на «Скорость воспроизведения», в меню выбора скорости сверху есть надпись «Другая», нажав на неё вы сможете более точно настроить скорость воспроизведения. По умолчанию 1 круг длится 7 минут 12 секунд. Расчёты времени на круги с учётом изменения скорости находятся во вкладке «Время».
- Для тех, кто не имеет опыта джапа-медитации на Харе Кришна Маха-мантру, мы рекомендуем начать с ритмов 1 и 2 на скорости 0,7-0,8 (не более). Просто синхронно со Шрилой Прабхупадой повторяйте святые имена и внимательно их слушайте, так вы научитесь воспевать правильно.
- Настройте громкость ритма и тампуры (если будете её использовать) так, чтобы они не заглушали маха-мантру и вам не пришлось их перекрикивать. Если рядом есть другие люди, договоритесь с ними. Мы не должны причинять беспокойства другим. Чем тише, тем лучше. Джапа-ритм можно использовать даже без звука, ориентируясь только на анимацию.
Те, кто уже имеют опыт в практике джапа-медитации, возможно обнаружат, что они заканчивают круг раньше или позже чем счётчик на экране. Это значит что практикующий пропускает бусины и повторяет меньше 108 раз за круг, либо зависает и повторяет несколько раз на одной бусине. Также может оказаться, что счётчик прочитанных кругов на экране и на мешочке не будут совпадать. Это всё указывает на невнимательность. Используя данный метод ритмичной джапы эта проблема устранится.
Узнать больше
➦ О Маха-мантре, киртане и джапе
➦ Аффирмации для улучшения джапы (Махатма дас)
➦ Для чего воспевают Харе Кришна Харе Рама?
➦ Святое имя Бога