Сознание, в котором мы подходим к джапе оказывает огромное влияние на её качество. Трудности в воспевании связаны с тем, что у нас сформировались бессознательные негативные установки в отношении джапы, которые необходимо заменить на позитивные. Книга «Аффирмации для улучшения джапы» Махатмы даса содержит 20 медитаций для углубления вашего воспевания Святых имён. Ежедневное чтение этой книги и применение указанных в ней рекомендаций позволит вам улучшить свою джапу, сделает её радостным и счастливым ежедневным занятием.
Аффирмации – это позитивные утверждения, установки, помогающие изменить наш образ мыслей, настроение и отношение к процессу воспевания Святого имени на чётках (джапа).
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
- Посвящение
- Аффирмации для улучшения воспевания
- Введение
- 1. Каждый раз во время воспевания я с радостью И энтузиазмом приветствую Святое имя.
- 2. Я легко, внимательно и сосредоточенно повторяю своё предписанное число кругов.
- 3. Когда я воспеваю – я воспеваю.
- 4. Мне нравится воспевать, я хочу воспевать, и я люблю воспевать.
- 5. Я отношусь к маха-мантре как к Радхе и Кришне, полностью присутствующим в звуке.
- 6. Я чувствую присутствие Кришны в Его Святом имени, ощущаю и получаю Его милость и любовь.
- 7. Я повторяю с полным пониманием того, что Святое имя – это мое величайшее богатство.
- 8. Я повторяю Святое имя, чтобы удовлетворить Радху и Кришну, а не для того, чтобы получить что-то материальное.
- 9. Когда я воспеваю, то отключаю свой ум и пребываю в своём сердце, полностью погружаясь в Святое имя.
- 10. Повторяя джапу, я в полной мере выражаю почтение моим священным отношениям со Святым именем.
- 11. Я воспеваю для того, чтобы Кришна принял меня, чтобы восстановить мои разрушенные отношения с Ним.
- 12. Я воспеваю от всего сердца, проникновенно молясь о том, чтобы приблизиться к Кришне.
- 13. Воспевая, я медитирую на значение Святых имён.
- 14. Повторяя свои круги, я «выключаю» мой мир и «включаю» мир Кришны.
- 15. Я воспеваю лишь с одним мотивом: совершать чистое преданное служение.
- 16. Мои чётки – это моя связь с Кришной и мой билет обратно к Богу.
- 17. В том, чтобы качественно повторять джапу каждый день, я полностью зависим от Гуру и Кришны.
- 18. Я организую свою жизнь так, чтобы джапа была самым главным видом моей деятельности в течение дня.
- 19. Я делаю отличную джапу своим стандартом и постоянно совершенствуюсь.
- 20. Я наслаждаюсь повторением Святых имен.
- Заключение
- Благодарность
- Ссылки
- Аудиокнига Аффирмации для улучшения джапы (Махатма дас)
Посвящение
Эта книга посвящается моему духовному учителю, Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, ачарье-основателю ИСККОН, без которого у нас не было бы прекрасной возможности ощутить нектар Святого имени.
Также я посвящаю эту книгу всем преданным, которые горят желанием улучшить свою джапу и ощутить сладость маха-мантры. Молюсь о том, чтобы благодаря этому повторение кругов стало для них любимым видом деятельности.
И наконец, эта книга посвящается всем преданным, которые посетили (или посетят в будущем) мои семинары по джапе. Приведённые здесь аффирмации основаны на главных принципах, изложенных в этих семинарах.
Аффирмации для улучшения воспевания
1. Каждый раз во время воспевания я с радостью и энтузиазмом приветствую Святое имя.
2. Я легко, внимательно и сосредоточенно повторяю своё предписанное число кругов.
3. Когда я воспеваю – я воспеваю.
4. Мне нравится воспевать, я хочу воспевать, и я люблю воспевать.
5. Я отношусь к маха-мантре как к Радхе и Кришне, полностью присутствующим в звуке.
6. Я чувствую присутствие Кришны в Его Святом имени, ощущаю и получаю Его милость и любовь.
7. Я повторяю с полным пониманием того, что Святое имя – это моё величайшее богатство.
8. Я повторяю мантру для того, чтобы удовлетворить Радху и Кришну, а не для получения чего-то материального.
9. Когда я воспеваю, то отключаю свой ум и пребываю в своём сердце, полностью погружаясь в Святое имя.
10. Повторяя джапу, я в полной мере выражаю почтение моим священным отношениям со Святым именем.
11. Я воспеваю для того, чтобы Кришна принял меня, чтобы восстановить мои разрушенные отношения с Ним.
12. Я воспеваю от всего сердца, проникновенно молясь о том, чтобы приблизиться к Кришне.
13. Воспевая, я медитирую на значение Святых имен.
14. Повторяя свои круги, я «выключаю» мой мир и «включаю» мир Кришны.
15. Я воспеваю лишь с одним мотивом: совершать чистое преданное служение.
16. Мои чётки – это моя связь с Кришной и мой билет обратно к Богу.
17. В том, чтобы качественно повторять джапу каждый день, я полностью зависим от Гуру и Кришны.
18. Я организую свою жизнь так, чтобы джапа была самым главным видом моей деятельности в течение дня.
19. Я делаю отличную джапу своим стандартом и постоянно совершенствуюсь.
20. Я наслаждаюсь повторением Святых имен.
Введение
В этом справочнике в форме аффирмаций кратко излагаются основные учения, методы и подходы, которые я предлагаю на своих семинарах по джапе.
Выводы и подходы, содержащиеся в этих аффирмациях, помогли многим преданным улучшить свое воспевание. Некоторые преданные даже обнаружили, что эти утверждения существенно изменили их джапу.
Я надеюсь, что настроение, которое создают эти аффирмации, поможет вам получать глубокое удовлетворение от ежедневного повторения джапы.
Ваш слуга,
Махатма дас
1. Каждый раз во время воспевания я с радостью И энтузиазмом приветствую Святое имя.
Первая аффирмация предназначена для того, чтобы создать нужное настроение. Иногда преданные, у которых не было лучшего опыта повторения джапы, начинают повторять B негативном настроении, мотивируя это тем, что так как обычно их джапа не была хорошей, сегодня она будет такой же. Поэтому они приступают к делу, ожидая получить негативный опыт, и подходят к джапе скорее как к обязаловке, чем как к любовным отношениям.
Эта первая аффирмация призвана создать настроение радушного приветствия особого гостя (Святое имя) в нашем доме. Мы украшаем свое жилище, потому что хотим наилучшим образом провести время с нашим почётным гостем и заботимся о том, чтобы он прекрасно чувствовал себя у нас дома. Подобно этому, мы хотим особым образом подготовить наше сознание к повторению джапы. Мы приглашаем Святое имя в чистый и привлекательный дом своих сердец.
Таким образом, чтобы подготовиться, одни преданные будут читать стихи, другие повторять молитвы, а некоторым потребуется время, чтобы подумать о том, что они делают и чего хотят достичь. Опять же, это нужно для того, чтобы настроиться на позитивное, гостеприимное состояние сознания по отношению к Святому имени.
Итак, основная идея этого первого утверждения – создать подходящее расположение духа для джапы. Вы подготавливаетесь, чтобы повторять осознанно. Вместо того чтобы думать, что цель джапы – так или иначе просто завершить заданное количество кругов, вы переключаете своё сознание на другое отношение: вы рассматриваете воспевание как захватывающую возможность установить связь с Господом, как что- то исполненное блаженства, чего вы с энтузиазмом ожидаете.
2. Я легко, внимательно и сосредоточенно повторяю своё предписанное число кругов.
Аффирмации подготавливают вас к тому, чтобы приступить к задаче с позитивным и благожелательным отношением. Многие спрашивают, сможем ли мы легко повторять с концентрацией и вниманием, просто сказав об этом. Вера в то, что аффирмации улучшают вашу джапу, может показаться сильным упрощением; но подумайте, как на вас влияет вера в то, что вы не можете повторять сосредоточенно и внимательно! Так создаётся самоисполняющееся пророчество, и поэтому вам кажется трудным сосредоточиться. Вам даже кажется трудным попробовать сосредоточиться; в конце концов, к чему вам стараться сфокусироваться, если вы считаете, что не можете этого сделать?
Проблема усугубляется, когда Вы продолжаете повторять невнимательно и без концентрации. Вы склоняетесь к мысли, что ваша джапа всегда будет приблизительно такой же. Таким образом, вера в то, что вы не можете сосредоточиться, приводит к тому, что вы не можете сосредоточиться, а это, в свою очередь, укрепляет веру в то, что вы не можете сосредоточиться. Итак, когда ваш ум придумывает отрицательные аффирмации, это работает против вас, а положительные аффирмации работают на вас, согласовывая ваши взгляды с вашей целью (в данном случае цель – это хорошая джапа).
Внимание – это интересное явление. У нашего ума много мыслей, и не только плохих. То, на что мы обращаем внимание, то и важно. Прямо сейчас вы можете сосредоточить своё внимание на Вриндаване или сфокусироваться на своём офисе. Поскольку у нас есть контроль над нашим вниманием, эта аффирмация должна напомнить нам, что сосредоточивать его на Святых именах несложно, если мы задались такой целью.
Идея в том, что когда я приступаю к повторению джапы, я не думаю, что это будет сражение; скорее я думаю, что уделять внимание Святым именам естественно. Мы хотим создать настроение, в котором чувствуем, что воспевать внимательно и сосредоточенно – это естественно, и что это не является каким-то титаническим трудом, который под силу лишь немногим. Если я создаю подходящее настроение, если я считаю джапу чрезвычайно важной для моей духовной жизни, мне будет гораздо легче воспевать сосредоточенно и внимательно. Этой аффирмацией мы подтверждаем, что можно быть внимательным, и что мы будем контролировать своё внимание во время воспевания.
3. Когда я воспеваю – я воспеваю.
Хотя это утверждение звучит как упрощение, на самом деле оно довольно глубокое. Когда вы повторяете, то часто внутренне делаете что-то ещё. Вы повторяете внешне, но внутренне ваш ум может быть в другом месте, и тогда вы думаете о том, что сделали вчера, что должны сделать сегодня, какие проблемы нужно решить, и т.д. Таким образом, вы можете отключиться от Святого имени. «Когда я повторяю – я повторяю» заключает в себе принцип, лежащий в основе всего, чему я учу на семинаре по джапе.
Когда вы повторяете, весь ваш мир должен быть поставлен на «паузу». Это должно быть только между вами и Кришной. И больше ничего. Иногда я шучу, что одиннадцатое оскорбление – это когда во время повторения джапы у вас включен мобильный телефон. Другими словами, когда я повторяю, я больше ничего не делаю: я не сижу в своём компьютере, я не читаю книгу, я не занимаюсь тем или иным делом. Я просто нахожусь со Святым именем. Некоторые преданные говорят, что во время воспевания они полностью посвящают два часа Святому имени. Возле них нет никаких отвлекающих факторов, они сидят в одном месте. (Мы называем это «сидеть в своём священном пространстве», где создана спокойная обстановка, в которой вы можете мирно воспевать, не отвлекаясь).
Но когда я спрашиваю, создали ли они также внутреннее священное пространство, мне часто отвечают «нет». «Когда я воспеваю – я воспеваю» означает создание не только внешнего пространства, но и, что более важно, внутренней среды, в которой вы не позволяете себе отвлекаться. Можно также сказать: «Когда я учусь – я учусь» или «Когда я работаю – я работаю». Это тот же принцип. Я видел, как люди настолько увлекались чтением газеты, что не замечали всего того, что их окружает. Мы должны поступать так же с нашей джапой. Когда я повторяю, я хочу полностью отдаться своей джапе, и больше ничему, будь то внешнее или внутреннее.
4. Мне нравится воспевать, я хочу воспевать, и я люблю воспевать.
Часто, начиная читать свою джапу, преданные не чувствуют вдохновения для повторения Святого имени. Иногда они предпочитают делать что-то другое, например, читать, или совершать практическое служение или просто заниматься решением каких-то срочных задач. По какой-то причине у них нет радостного предвкушения своей джапы, и они предпочитают заниматься чем-то другим.
Начиная повторять утром мантру, можете подвергнуться тонкому влиянию страха. Страх может говорить вам: «Это будет трудно, это будет скучно; это не будет приятным». Возможно, вы будете бояться, что у вас не получится контролировать свой ум, и ваша джапа будет даваться вам с большим трудом. Если ваше воспевание не всегда хорошее, если в течение некоторого времени в вашем воспевании была «чёрная полоса», вас могут преследовать именно такие мысли. Вы можете даже не осознавать, что у вас есть такие мысли, но если вы осознаете это, то заметите негромкий голос, который иногда говорит: «О нет, опять двадцать пять!». Вы можете сказать: «Иногда я действительно испытываю такие чувства, но что изменит эта фраза: «Мне нравится воспевать, я хочу воспевать, и я люблю воспевать»?»
Я убеждён, что вы любите воспевать, вы хотите воспевать, и вы считаете это особым благословением. На многих своих семинарах я спрашивал преданных: «Какой была бы ваша жизнь без Святого имени? Что если бы вам запретили воспевать? Как бы вы себя чувствовали?». В ответ на эти вопросы все говорят: «Это было бы ужасно». Значит, в глубине души мы все хотим воспевать, ценим Святые имена и видим, что воспевание – это возможность, а не бремя. В глубине души я хочу повторять мантру, я ценю эту великую удачу то, что у меня есть Святое имя. Я взял на себя обязательство воспевать. Никто меня не заставлял. В конце концов, каждый из нас начал воспевать, потому что решил делать это. Мы хотели стать чистыми, возвышенными и быть ближе к Кришне.
В глубине души все мы очень любим воспевать. Когда вы правильно воспеваете, вам это нравится. И вам нравится эффект повторения, даже когда оно даётся с трудом. Соединитесь со Святыми именами на этом уровне. Осознайте, что вы действительно «хотите повторять, вам нравится повторять, и вы любите повторять», даже если вы не всегда чувствуете это на уровне сознания. Эта аффирмация может связать вас с вашим естественным желанием воспевать. Многие преданные говорили мне, что простое произнесение этого утверждения перед тем, как начать повторять Святое имя, чрезвычайно положительно влияет на их джапу. Я знаю, может показаться странным, что всего несколько слов могут настолько изменить ситуацию. Но преданные, которые получили положительный эффект, не просто произносят слова, а соединяются со своим желанием воспевать и привносят в этот процесс осознанность. Эта аффирмация напоминает нам, что мы действительно ценим воспевание. Просто говоря: «Мне нравится воспевать, я хочу воспевать, и я люблю воспевать», вы меняете своё отношение к Святому имени и, таким образом, изменяете свой опыт.
Если во время повторения вы теряете свою связь со Святым именем, или вам становится скучно, вы отвлекаетесь, то эта аффирмация окажет вам мощную поддержку. Это напоминание о том, что в глубине души вы действительно хотите повторять и что, в конце концов, это ваше любимое занятие. Повторяя это утверждение, вы подтверждаете себе, что цените Святое имя и эту редкую возможность воспевать.
5. Я отношусь к маха-мантре как к Радхе и Кришне, полностью присутствующим в звуке.
Шрила Прабхупада сказал, что разумом мы не можем понять, что Святое имя ничем не отличается от Кришны; это то, что мы должны испытать на своём опыте. Те из нас, кто родился на Западе, не понимали концепцию присутствия Бога в Божестве, но с верой в слова Прабхупады мы поклонялись Божеству как Кришне. Поклоняясь Божеству с такой верой, мы начали осознавать и чувствовать, что Кришна находится в Нём. И Кришна ответил взаимностью. Мы ощутили Его присутствие и привязались к Божеству. То же самое со Святым именем. Возможно, разумом вы не понимаете, что значит «Кришна и Его имя суть одно», но вы можете это ощутить. Это утверждение поможет вам сойти с интеллектуальной платформы и принять имя Кришны. Возможно, вы не всегда ощущаете, что Кришна находится в Своём Святом имени, но когда вы осознаете реальность того, что, воспевая, вы общаетесь с Радхой и Кришной, ваше понимание того, что Кришна находится в Святом имени, углубляется.
Когда вы поклоняетесь Божеству в этом же сознании, вы начинаете ощущать присутствие Кришны, милосердие и различные аспекты ваших отношений с Божеством. Таким же образом, когда вы относитесь к Святому имени как к Божествам Радхи и Кришны в форме звука, вы всё больше ощущаете и осознаёте Их присутствие в этих именах. Прабхупада сказал, что Святое имя ничем не отличается от Кришны, и Он полностью присутствует в Своём Святом имени. Поэтому я утверждаю, что буду относиться к Святому имени как к Кришне, полностью присутствующему в звуке. Я преклоняюсь перед Святым именем в своём сердце и повторяю Святое имя с пониманием того, что это Кришна. В одной из лекций Шрила Прабхупада сказал: «Когда вы повторяете Святое имя, это то же самое, что получать даршан Божеств. Когда открывается алтарь, вы кланяетесь, и подобным же образом вы кланяетесь Святому имени, когда воспеваете, думая о том, что Кришна проявляет Своё присутствие».
6. Я чувствую присутствие Кришны в Его Святом имени, ощущаю и получаю Его милость и любовь.
Когда вы позволяете себе почувствовать Кришну в Его имени или ощущаете милость, приходящую к вам от Святого имени, вы ставите себя в положение «получателя». Настроение «достигающего» означает, что вы пытаетесь добиться чего-то от Святого имени, в противоположность тому, чтобы просто получать то, что приходит к вам благодаря имени. Вы позволяете себе получать милость, любовь и благословения, которые естественно проявляются в именах Кришны. Это очень мощный способ воспевания. Воспевая в настроении «получателя», вы учитесь получать милость от Святого имени, а не пытаетесь силой «добыть» из него нектар. Это значит, что вы осознаёте: то, что вы пытаетесь получить от Святого имени, уже существует в нём. Вы не сражаетесь за то, чтобы почувствовать милость, блаженство и нектар; скорее вы позволяете себе искупаться в милости, которая уже находится в Святом имени. Если я вам что-то даю, вы протягиваете руки, чтобы взять это. Вам не нужно ничего создавать; достаточно лишь протянуть руки, принять эти блага и наслаждаться ими.
Эта аффирмация предназначена для того, чтобы помочь вам понять, что вы не пытаетесь ничего создавать; скорее, вы пытаетесь быть благодарными за то, что к вам приходит. Если я говорю: «Я вас люблю и ценю», вы почувствуете мою любовь. Святое имя говорит: «Я здесь, моя милость здесь, моя любовь здесь; пожалуйста, прими её, возьми её, почувствуй её».
7. Я повторяю с полным пониманием того, что Святое имя – это мое величайшее богатство.
Это похоже на последнюю аффирмацию. Но в данной формулировке эта идея содержится в стихе из «Харинама Чинтамани».
Святое имя является величайшей драгоценностью в сокровищнице Господа. Это бесценная жемчужина, потому что Святое имя пробуждает нашу любовь к Кришне, а отношения с нами одно из Его заветных и несбывшихся желаний. У Него есть всё, кроме нашего сердца; и Он жаждет его получить. И поскольку маха-мантра заставит нас отдать свои сердца Кришне, Он получит от нас то, что больше всего хочет. Вот почему маха-мантра является самой большой драгоценностью в Его сокровищнице.
Это также наш самый драгоценный актив, потому что для нас нет ничего более ценного, чем наши отношения с Кришной, и мы достигаем их, принимая Его Святые имена. Маха-мантра означает, что Кришна отдаёт нам самого Себя, предлагая отношения с Ним. Если мы будем повторять Его имя без оскорблений, то возродим эти отношения, и поэтому маха-мантра – это величайший дар, который мы когда-либо получали. Поскольку повторение Святого имени раскрывает наши отношения с Кришной, я повторяю с полным осознанием того, что это моё величайшее сокровище. Без Святых имен наша жизнь была бы совсем другой. В Кали-югу мы полностью пробуждаем нашу любовь к Кришне через Его имена. В Кали-югу Святые имена раскрывают наши отношения с Кришной, наше вечное положение, нашу расу и наше вечное служение. Поэтому Святое имя является величайшим сокровищем и для нас самих, и для Кришны.
8. Я повторяю Святое имя, чтобы удовлетворить Радху и Кришну, а не для того, чтобы получить что-то материальное.
Из священных писаний мы знаем, что повторять Святое имя ради получения чего-то материального или с намерением добиться материального прогресса означает совершать оскорбление Святого имени. Само настроение, сама сущность, само значение, которое несёт в себе вибрация Святого имени, – «Я хочу чистого преданного служения». Когда мы чувствуем Святое имя, то слышим, как оно разговаривает с нами, говоря нам, что предание себя – это самое приятное и желанное положение. Святые имена, когда они правильно произносятся, естественным образом побуждают нас стремиться к чистому преданному служению. Поэтому, если вы повторяете Святые имена, но не в этом настроении, то вы не синхронизированы с ними. Если во время повторения вы просите Кришну выполнить ваши материальные желания, а не соединяетесь с чистым настроением Святых имен, это не является чистой бхакти.
Например, майавади используют Святые имена для слияния с брахмаджйоти. А сахаджии используют Кришну для исполнения своих материальных желаний. Мы повторяем Святое имя только для того, чтобы усилить своё настроение служения, ещё больше развить желание совершать немотивированное служение (т.е. служение, единственная мотивация которого – порадовать Кришну).
Эта аффирмация – напоминание о том, что, когда вы повторяете мантру, речь не идёт о том, чтобы постараться стать счастливым самому. Вначале вы, возможно, не всегда будете чувствовать счастье во время воспевания, но если вы сосредоточитесь на воспевании ради удовлетворения Кришны, то тут же почувствуете себя иначе.
Многие преданные говорят, что им тяжело, когда они не чувствуют блаженства; и это понятно. Вы должны чувствовать блаженство, но в тех случаях, когда этого не происходит, вы можете вспоминать эту аффирмацию. Настроение джапы не в том, чтобы порадовать себя; настроение таково: «Это для удовольствия Кришны». Если, повторяя мантру, вы не чувствуете блаженства, то, начав воспевать в этом настроении, вы вскоре ощутите счастье.
Если вы повторяете мантру, чтобы порадовать Кришну, вы тоже чувствуете удовлетворение. Если ваше воспевание становится механическим, запомните эту аффирмацию: «Я повторяю, чтобы порадовать Радху и Кришну». Вы можете даже представить, что Кришна с вами (в Своём Святом имени), и Он наслаждается тем, что вы повторяете мантру, и тем, что вы очищаетесь. Он также рад видеть вашу решимость продолжать с энтузиазмом, даже если вы не чувствуете вкуса к Святому имени. Он хочет увидеть, что вы станете делать в эти трудные времена.
9. Когда я воспеваю, то отключаю свой ум и пребываю в своём сердце, полностью погружаясь в Святое имя.
Эти аффирмации взяты из наших семинаров по джапе, и это утверждение немного хитрое, хотя и правдивое. Конечно, если кто-то говорит, что «отключил свой ум», это означает, что он сумасшедший. Мы используем такой юмор, чтобы объяснить: если во время повторения я не отключил свой ум, это означает, что я не общаюсь со Святым именем; если же я нахожусь в своём сердце, это значит, что я чувствую вибрацию Святых имён. Некоторые преданные говорят, что во время повторения мантры они чувствуют вибрацию в теле. Другие говорят, что чувствуют вибрацию вокруг себя. Прабхупада сказал, что, повторяя мантру, вы можете чувствовать Кришну.
Эта аффирмация помогает вам более глубоко понять утверждение Прабхупады: «А при чём здесь ум?», которое было его ответом на заявление преданного: «Мне трудно контролировать ум во время повторения мантры». Далее он развивает эту мысль: «Вы просто повторяете языком и слушаете ушами». Суть молитвы – это чувство, и, как мы говорили, чувство возвращает нас в настоящий момент. Поэтому чувство помогает нам полностью погрузиться в воспевание.
Когда я говорю, что отключаю свой ум и нахожусь в своём сердце, это означает, что, повторяя мантру, я открываю свои духовные желания Кришне, а не думаю о том и сём. Однажды Прабхупада сказал, что когда вы произносите имя Кришны, Он приходит к вам и говорит: «Да, что ты хочешь?». Поэтому, повторяя мантру, вы выражаете свои желания Кришне: «Я хочу очиститься; я хочу преодолеть свои анартхи; я хочу получить возможности для служения; я хочу быть свободным от всего, что разрушает мои отношения с Тобой». Таким образом, вы от всего сердца молитесь, повторяя маха-мантру.
Повторяя мантру, вы не думаете о своих желаниях. А если думаете, значит, вы всё ещё находитесь на уровне ума. Но Прабхупада ведь говорил: «При чём здесь ум?», имея в виду, что во время воспевания ум не нужен.
Молитву нужно чувствовать. Если вам когда-нибудь доводилось встречать человека, которому, по вашим ощущениям, не стоит доверять, вы понимали это скорее на уровне чувств, чем на уровне мыслей. Поэтому, когда вы повторяете мантру и молитесь, ваши чувства таковы: «Кришна, пожалуйста, помоги мне; пожалуйста, помоги мне стать ближе к Тебе! Пожалуйста, помоги мне очиститься» (вы это чувствуете, а не думаете). Это не мыслительный процесс. Чем больше вы чувствуете, тем больше вы отключаете ум и погружаетесь в своё сердце.
Молитва Святому имени (и путём произнесения Святого имени) – это могущественный способ контролировать свой ум и погружаться в Святое имя. Некоторые преданные задают вопрос: «Если я постараюсь погрузиться в это чувство, не отвлечёт ли это моё внимание от слушания Святого имени?». Эти два процесса не являются отдельными. Слушание и молитва – это одно и то же, и когда вы это поймёте, то осознаете, что благодаря молитве вы ещё больше погружаетесь в слушание (это всеобъемлющий опыт).
То, что вы повторяете губами, – это одно, но передаётся именно то, что вы чувствуете. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал, что вы повторяете не губами, а своим сердцем. Итак, идея этой аффирмации в том, что мы не просто повторяем языком, мы повторяем своим сердцем. И когда мы отключаем ум, мы находимся в своём сердце.
10. Повторяя джапу, я в полной мере выражаю почтение моим священным отношениям со Святым именем.
Воспевание – это отношения, и мы совершаем ошибку, когда смотрим на это лишь как на процесс. Разумеется, воспевание – это один из девяти процессов преданного служения. Но будет ошибкой относиться к повторению джапы как к ритуалу, как будто суть воспевания состоит в идеальном следовании определённому набору внешних ритуалов, правил и стандартов. Повторяя джапу (или учась повторять джапу), люди обычно пытаются понять джапу более механическим, ориентированным на процесс способом. Как я должен сидеть? В какую сторону я должен повернуться лицом? Можно ли стоять или ходить? Как правильно произносить мантру? Сколько в идеале нужно времени на повторение каждого круга? Эти соображения относятся больше к механической стороне процесса воспевания. Они, конечно, могут быть полезными, но если они станут вашим основным фокусом, то могут отвлечь вас от погружения в более глубокое настроение воспевания. Если вы сосредоточитесь на механической стороне, думая, что совершенствовать механику означает совершенствовать джапу, то можете утратить связь с реальностью и забыть, что Святое имя – это Кришна. Пока вы повторяете, отношения уже существуют, и вы пытаетесь углубить эти отношения.
Думать, что если вы просто повторяете 16 кругов, правильно произносите мантру, правильно сидите и т.д., то вы правильно воспеваете – это не обязательно верно. Вы можете делать всё вышеперечисленное, и в то же время пренебрегать своими реальными отношениями со Святым именем. Реальность заключается в том, что есть я, есть Кришна, и у нас есть отношения. Эта аффирмация побуждает глубже погрузиться в Святое имя и увидеть нечто большее, чем просто внешний процесс.
Возможно, вы думаете, что отношения пробудятся естественным образом, когда вы достигнете более высокой стадии бхакти, поэтому сейчас вы просто воспеваете, чтобы пробудить эти отношения. Это не совсем верно. Ведь если вы воспеваете, то нельзя сказать, что отношений нет. Вы существуете, и Святое имя существует. Вы и Кришна присутствуете, и поэтому существуют отношения. Когда вы таким образом взаимодействуете со Святым именем, вы понимаете, что отношения уже существуют, поэтому воспевание – это и отношения, и средство для дальнейшего развития отношений.
Совершенство повторения состоит не в том, чтобы произносить слова правильно, или повторять 16 кругов менее чем за два часа. Мы не должны думать: «Я выполнил процесс идеально, и поэтому достиг успеха». Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорили, что если вы повторяете механически, то лишь издаете звук «Кришна», но если ваше сердце или настроение находятся где-то в другом месте, то Кришна не присутствует в этом звуке.
Это утверждение нужно для того, чтобы вы больше осознавали Его присутствие и, следовательно, отношения с Ним, даже если вы не всегда понимаете это. Осознание того, что Кришна присутствует, а значит, отношения со Святым именем существуют прямо сейчас, является очень мощным способом глубже погрузиться в воспевание.
11. Я воспеваю для того, чтобы Кришна принял меня, чтобы восстановить мои разрушенные отношения с Ним.
В 1968 году Прабхупада дал нам такое определение маха-мантры: «Кришна, пожалуйста, прими меня, пожалуйста, прими меня». Интересно, что в одной из последующих лекций он сказал, что мы не имеем права просить Кришну принять нас. Мы не имеем права, потому что мы оставили Его; мы отвернулись от Него; мы совершали греховные поступки в течение многих-многих жизней. Мы стали завидовать Кришне, мы отрицали Его и преуменьшали Его значение. Какое мы имеем право сейчас просить Его принять нас? Тем не менее, у нас есть желание снова обрести связь с Кришной, поэтому мы не можем удержаться от того, чтобы просить Его принять нас. Затем Прабхупада сказал: «Но мы верим в нашего гуру-махараджа, мы знаем, что он милостиво попросит Кришну, и Кришна примет нас». Очень большую силу вам даёт решение воспевать в настроении «Я отвернулся от Кришны, я оставался в разлуке с Ним много-много жизней, и теперь я прошу Его: „Пожалуйста, хотя я этого не заслуживаю, я хочу восстановить свои отношения с Тобой. Пожалуйста, прими меня»».
Если вы позволите себе погрузиться в эту медитацию, она, скорее всего, вызовет такие эмоции, как раскаяние, отчаяние и скорбь. Эти чувства сделают ваше воспевание более могущественным. Когда вы чувствуете вину за то, что оставили Кришну, чувствуете необходимость воссоединиться с Ним, вы испытываете эмоции, которые активизируют вашу джапу. В этой медитации мы можем представить пример, который дал Прабхупада: мы подобны детям, которые убежали от своих родителей. Хотя родители любят нас, мы хотим независимости и поэтому оставляем их. Мне нравится представлять себя таким ребёнком, который возвращается много лет спустя, уже будучи взрослым (несколько жизней спустя), претерпев сильные страдания. Осознавая свои ошибки, я готов смиренно умолять своего отца (Кришну) принять меня обратно.
Я уже вижу, как постучусь в дверь Кришны, готовясь просить у Него прощения и умолять Его принять меня обратно после всех тех жизней, в течение которых я отворачивался от Него. Я знаю, что не заслуживаю этих отношений, поэтому я могу только молить о милости, о том, чтобы меня приняли. Мне неловко, я чувствую себя виноватым, я чувствую себя ужасно, и я прошу, чтобы меня приняли. Если во время повторения вы проявляете эти эмоции, вы входите в глубоко молитвенное царство джапы.
12. Я воспеваю от всего сердца, проникновенно молясь о том, чтобы приблизиться к Кришне.
Как упоминалось ранее, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал, что Святое имя повторяют не устами, Его повторяют сердцем. Точная цитата такова: «Повторение Святого имени происходит не на уровне губ, а на уровне сердца». Хотя люди могут говорить о любви, но на самом деле любовь проявляется в том, что исходит из сердца. Важно осознавать, что когда вы повторяете Святое имя, это означает: «Кришна, пожалуйста, займи меня служением Тебе», «Кришна, пожалуйста, прими меня», «Кришна, приблизь меня к Себе». Если вы этого не чувствуете, то, возможно, вкладываете в своё повторение такой смысл: «Я не люблю повторять мантру» или «Я дал обет повторять 16 кругов, и я просто выполняю свой долг и стараюсь отделаться от них как можно быстрее», и т.д. Или вы размышляете о том, как трудно сосредоточить свой ум, как трудно завершить свои 16 кругов, или даже о том, насколько вам не хочется воспевать. При этом вы не чувствуете связи с настроением мантры.
Маха-мантра – это молитва о том, чтобы приблизиться к Кришне, поэтому мы всегда хотим быть в таком настроении при воспевании. Мы хотим общаться от сердца, а не только на уровне языка. Воспевание лишь на уровне языка сравнивается со стрельбой холостыми патронами. Холостые патроны на самом деле не являются боеприпасами, хотя взрываются совсем как настоящие патроны. Точно так же мы порой повторяем пустые мантры, не имеющие содержания, которые только звучат как маха-мантра. И мы не в силах победить майю, стреляя «пустыми мантрами». Вы можете сказать: «Но я думал, что Кришна находится в Своем имени!» Находится – подобно тому, как Он пребывает в Божестве. Но мы можем не видеть в Божестве Кришну из-за своего умонастроения. Точно так же из-за неправильного воспевания мы не в состоянии осознать, что Кришна находится в Святом имени. На самом деле, Шрила Бхактисиддханта говорил, что Кришна не находится в Святом имени, но нисходит в Святое имя, когда мы повторяем его в настроении служения.
У нас есть такой опыт. Повторяя не так, как нужно, мы не чувствуем, что провели два часа с Кришной. Мы не ощущаем духовного подъема. Возможно, мы даже испытываем облегчение, закончив свои круги. Если мы не чувствуем связи со Святым именем или очищения от взаимодействия с Ним, можно спросить себя: «На самом ли деле я повторял Святое имя, или я просто издавал какие-то звуки?», «Было ли какое-то содержание в моём воспевании?».
Маха-мантра означает от души, с чувством молиться о том, чтобы приблизиться к Кришне. Если бы можно было перевести настроение маха-мантры в слова, это выглядело бы так: «Кришна, я хочу приблизиться к Тебе, я хочу служить Тебе, я хочу быть чистым». Мы хотим глубоко соединиться с тем, что представляет собой Святое имя. Мы хотим, так сказать, находиться на той же частоте, на которой вибрирует Святое имя.
13. Воспевая, я медитирую на значение Святых имён.
Наши ачарьи дали нам много значений Святого имени, и каждое значение содержит глубокие эмоции: «Кришна, сделай меня достойным служить Тебе», «Кришна, приблизь моё сердце к Тебе», «Кришна, пожалуйста, прими меня», «Кришна, пожалуйста, очисти меня», «Кришна, помоги мне возвыситься». Поэтому, когда мы говорим: «Я медитирую на значение мантры», это означает, что на эмоциональном уровне я осознаю, что означает маха-мантра. Я не воспеваю в бесчувственном состоянии; я повторяю, размышляя над смыслом мантры и ощущая его. Иногда во время воспевания мы что-то пишем, можем говорить с кем-то или на что-то отвлекаться. Эта аффирмация побуждает нас избегать таких отвлекающих факторов.
Медитировать на значение Святого имени невозможно, если, повторяя Святое имя, вы смотрите в телефон или разговариваете с друзьями и т.д. Мы можем назвать это «Общайтесь и будьте счастливы», но общение с людьми во время повторения Харе Кришна – это не то же самое, что повторение Харе Кришна.
Все глубже погружаясь в Святое имя, вы начинаете эмоционально настраиваться на одну волну со значением Святого имени. Например, допустим, кто-то говорит с вами о чём-то серьёзном и важном, а вы просто улыбаетесь почти смеётесь. Это неуместно, потому что вы не находитесь на одной волне с настроением разговора. Точно так же, если вы не в контакте со смысловым наполнением Святого имени, то вы не синхронизированы с природой маха-мантры.
Значения Святого имени глубоки и эмоциональны, но, если вы просто пробормотали мантру, вы, вероятно, не вошли в нужный контакт со Святыми именами. Попробуйте проделать такое упражнение. Запишите на диктофон своё повторение мантры в течение нескольких минут, но не пытайтесь специально «играть» для записи. Просто повторяйте, как обычно, и затем прослушайте эту запись. Прислушайтесь к своему настроению. Какое чувство передаёт ваше воспевание (преданность, скука, волнение, беспокойство, безразличие)?
Когда вы повторяете, чувствуете ли вы себя иногда отделённым от звуковой вибрации? Вы можете чувствовать безразличие, рассеянность или скуку. Иногда вы можете ничего не чувствовать. В таких случаях эта аффирмация особенно полезна. Она помогает вам погрузиться в эмоции, содержащиеся в различных значениях мантры. Чтобы войти в это настроение, вы можете спросить себя: «Почему я повторяю?», «Что означает это повторение?», «Чего я пытаюсь достичь?». Проверяйте себя во время воспевания.
«Что означает эта вибрация?», «Какова цель этого процесса?», «Почему я это делаю?». На эмоциональном уровне это позволяет вашему сознанию и сердцу настроиться на значение Святого имени.
14. Повторяя свои круги, я «выключаю» мой мир и «включаю» мир Кришны.
Как упоминалось ранее, когда вы повторяете, вы можете иногда думать о том, что происходит в вашей жизни. Вы можете подумать о том, что вам нужно сделать, о том, что вам нравится и что не нравится, о проблемах, которые нужно решить, и т.д. В любом случае, такие мысли касаются вашей жизни, а не жизни Кришны. Но Святое имя включает в себя лилы Кришны, а не наши лилы. Меня часто спрашивают: «Как мне контролировать свой ум во время воспевания?». Одна из причин, по которой ваш ум блуждает, заключается в том, что вы не сказали своему уму: «В течение следующих двух часов у тебя перерыв. Я выключаю тебя. На самом деле, я выключаю всю свою жизнь». Приступая к воспеванию, мысленно «выключайте свет» в вашей жизни. Другими словами, выключите мысли о том, что вы не доделали вчера, что вы должны сделать сегодня, проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, и т.д. Если вы этого не сделаете, то разрешите своему уму заниматься во время вашего воспевания всем, чем он захочет. И это может значительно усложнить процесс управления умом.
Также может быть полезно создать свой внутренний «бхаджан-кутир», внутреннее пространство, в котором ваш мир выключен, и единственное, что допускается, это Кришна в форме Его Святого имени. Ещё одна полезная вещь встать пораньше и создать «зону, свободную от влияния времени». Это означает, что ваш день начинается только после джапы. Другими словами, утром, когда вы воспеваете, ваш день ещё не начался. Итак, допустим, ваш день начинается в 7 утра, а вы поднимаетесь в 4 утра. Вы напоминаете себе, что сегодня ещё не началось, и поэтому во время джапы не о чем больше думать, кроме Кришны. Если вы сможете войти в это сознание, вам будет гораздо легче сосредоточиться. И сделать это проще, чем вы думаете. Мы делаем это каждую ночь, когда «выключаем» жизнь на шесть-восемь часов. Мы также делаем это, когда выключаем наш мир, чтобы посмотреть фильм, побродить по интернету, почитать книгу или заняться своим хобби. Эта аффирмация напоминает вам о том, что нужно создать правильное внутреннее пространство, прежде чем вы начнёте воспевать.
15. Я воспеваю лишь с одним мотивом: совершать чистое преданное служение.
Это похоже на аффирмацию, в которой мы заявляем, что воспеваем, не прося ничего материального. Важно то, что это главное значение Святого имени, которое Прабхупада дал нам: «Кришна, пожалуйста, займи меня служением Тебе», что также означает «пожалуйста, займи меня чистым служением». Прабхупада подробно остановился на этом значении, сказав в одной из своих лекций: «Мой дорогой Господь, я так долго служил майе, но теперь я хочу служить только Тебе; поэтому, пожалуйста, помести меня под защиту Твоей внутренней энергии и помоги мне возвыситься. Забери меня, уведи меня от майи, я больше не хочу быть её слугой. Я просто хочу служить Тебе и Радхе под руководством Радхи, Твоей внутренней энергии».
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что, повторяя мантру, необходимо находиться в настроении служения. Настоящее Святое имя – это Святое имя, пропитанное настроением служения. Как мы упоминали ранее, Шрила Бхактисиддханта сказал, что Святое имя нисходит, когда мы повторяем в этом настроении. Поскольку ваше предназначение быть слугой Святого имени, вы пытаетесь повторять в смиренном состоянии ума, а не наслаждаясь Святым именем. Я слуга Святого имени, я слуга Кришны, и я воспеваю только с желанием пробудить чистое настроение служения. Всё, чего я хочу, это чистое настроение служения, чистые эмоции для служения, и это подходящее настроение для воспевания.
16. Мои чётки – это моя связь с Кришной и мой билет обратно к Богу.
Прабхупада писал Гирираджу Свами: «Твои чётки – это твоя связь с Кришной». И ещё Прабхупада говорил, что 16 кругов – это ваш билет обратно к Богу.
Однажды Прабхупада сказал, что воспевание – это суть нашей философии. Он также заметил, что истинная цель его книг в том, чтобы привести нас к воспеванию. Но иногда мы забываем, насколько важно воспевание. Очевидно, что джапа крайне важна, т.к. это единственный вид деятельности, который мы обязуемся совершать, когда получаем посвящение. В Кали-югу воспевание Святого имени – самый главный процесс преданного служения, поэтому если вы не уделяете приоритетное внимание воспеванию, ваша духовная жизнь будет страдать.
Одна из целей джапа-ретритов и семинаров состоит в том, чтобы вдохновить преданных уделять больше внимания джапе. Когда вы уделяете воспеванию больше внимания, оно естественным образом улучшается. Иногда мы видим, что преданные приезжают на семинар по джапе, но через пару недель их внимание к джапе снижается. Если они не делают джапу своим приоритетом, то легко могут вернуться к своим прежним привычкам в повторении, несмотря на то, что очень многому научились на семинаре. Это происходит потому, что мы хорошо делаем те вещи, которым уделяем внимание.
Например, если вы не уделяете внимания своим отношениям, у вас, скорее всего, не будет хороших отношений. Если вы не будете уделять внимания зарабатыванию денег, у вас, вероятно, их будет не так много. Если вы не уделяете внимания своему здоровью, вы, вероятно, будете не в очень хорошей форме. А если вы не уделяете внимания джапе, то ваше воспевание, скорее всего, будет не очень хорошим. Если вы будете уделять джапе больше внимания, она начнёт естественным образом улучшаться.
Цель этой аффирмации в том, чтобы напомнить нам или дать нам понять, что джапа – это наша самая главная деятельность в течение дня. Из всех правил и предписаний, которые нам даны, главным Шрила Прабхупада назвал повторение 16 кругов.
Джапа включает в себя все остальные процессы.
Джапа – это то, что никогда не хочется сводить к минимуму. Eё всегда нужно считать делом первостепенной важности.
17. В том, чтобы качественно повторять джапу каждый день, я полностью зависим от Гуру и Кришны.
B «Харинама Чинтамани» Шрила Бхактивинода Тхакур задаёт такой вопрос: «Как можно преодолеть оскорбление, вызванное невнимательностью?» Он отвечает, что его невозможно преодолеть самостоятельно, вам нужна милость гуру и Кришны. Другими словами, чистое воспевание не достигается одними лишь усилиями. Хотя вы можете применять различные стратегии, инструменты и подходы для улучшения своего воспевания, без милости они сами по себе не принесут вам успеха. Эта аффирмация призвана напоминать вам, что любой успех в воспевании является результатом милости ваших гуру. Это не означает, что вам не требуется прилагать усилий по улучшению вашего воспевания. Милость приходит пропорционально вашим усилиям. Когда вы совершаете усилия по улучшению воспевания, гуру и Кришна отвечают взаимностью, помогая вам совершенствоваться. Ваши усилия привлекают милость гуру и Кришны, и, таким образом, благодаря их милости в джапе происходит улучшение.
Действуйте так, будто всё зависит от вас, но молитесь с пониманием того, что всё зависит от Бога.
18. Я организую свою жизнь так, чтобы джапа была самым главным видом моей деятельности в течение дня.
Если вы сознательно не организуете свою жизнь таким образом, чтобы это поддерживало вашу джапу, то некоторые аспекты вашего образа жизни могут негативно влиять на ваше воспевание. Например, если я поздно ложусь, то не встану рано. Поздний подъём может негативно повлиять на мою джапу. Если я читаю книгу или смотрю что-то, не имеющее отношения к Кришне, это повлияет на мою джапу совсем не так, как если бы я читал или смотрел что-то в сознании Кришны. Если я критикую преданных, это повлияет на меня негативно. Если я позволю себе быть настолько занятым, что у меня останется мало времени на чтение, пуджу или служение, или совсем не будет времени, то моё повторение будет скорее механическим, чем душевным.
Есть также вещи, которые мы можем сделать, чтобы улучшить свою джапу. Например, если вы даёте Святое имя другим, проповедуете или распространяете книги, это улучшает ваше воспевание. Если в свободное время вы занимаетесь служением, а не используете его для деятельности, не связанной с Кришной, это вдохновит вас на воспевание. Если в свободное время вы изучаете теологию Святого имени, читаете книги или слушаете лекции об улучшении джапы, это, естественно, поможет вам сосредоточиться на попытках хорошо воспевать. И, конечно, ваша джапа, скорее всего, будет лучше в ранние утренние часы, чем если вы повторяете позже в течение дня. Смысл этого утверждения состоит в том, чтобы взглянуть на свою жизнь и проанализировать, делаете ли вы нечто такое, что мешает хорошо воспевать, а также посмотреть на то, что вы можете сделать, чтобы воспевать лучше. Как мы знаем, большинство из десяти оскорблений не имеют прямого отношения к тому, как мы повторяем мантру. Наш образ жизни, наша позиция и деятельность влияют на наше сознание. На самом деле, все, что мы видим, говорим, слышим, нюхаем, пробуем на вкус или делаем, влияет на наше сознание. А наше сознание влияет на наше воспевание.
Это утверждение должно побудить нас организовать свою жизнь так, чтобы нам было легче поддерживать хорошую джапу. Когда вы начнёте лучше осознавать, как ваша деятельность влияет на вашу джапу, вы сможете вносить небольшие изменения в свою жизнь, чтобы избежать действий, негативно влияющих на вашу джапу. Таким образом, эта аффирмация также помогает вам лучше понять, как ваш образ жизни помогает или вредит вашей джапе.
19. Я делаю отличную джапу своим стандартом и постоянно совершенствуюсь.
Одна из наиболее важных целей семинара «Джапа», которую культивирует эта аффирмация – прийти к тому, чтобы плохая джапа стала для вас неприемлемой. Другими словами, вы сами устанавливаете более высокий стандарт джапы для себя, и все, что ниже этого стандарта, становится для вас неприемлемым воспеванием. Во-вторых, это утверждение предназначено для того, чтобы помочь вам всегда стремиться улучшать качество своей джапы. Причина, по которой это утверждение так важно, заключается в том, что с помощью него можно решить проблему плохого повторения, не исправляя себя. Мы все время от времени позволяем себе повторять 16 очень плохих кругов. Кроме того, если вы пытаетесь совершенствоваться, часто возникает страх (или, по крайней мере, беспокойство), что улучшение не продлится долго, и что вы вернётесь к своим старым плохим привычкам в повторении джапы. Это утверждение предназначено для того, чтобы побудить вас принять на себя обязательство никогда не позволять себе повторять джапу плохо, создавая внутреннюю черту, ниже которой вы никогда не позволите себе опуститься. И затем никогда не прекращайте поднимать эту черту. Если вы создаёте стандарт, который так глубоко укоренился в вас, что, случись вам опуститься ниже этого стандарта, вы будете автоматически исправляться, тогда ваша джапа никогда не будет плохой. Это как указатель уровня топлива. Как только вы видите, что датчик топлива на нуле, вы заполняете бак. Точно так же, как только ваш уровень джапы опустится ниже отметки «хорошо», вы сразу же исправляете это. «Я делаю отличную джапу моим стандартом» – это то, что убережёт вас от возврата к старым привычкам в повторении джапы. Давайте сделаем своим стандартом как хорошую джапу, так и постоянное совершенствование в воспевании. Давайте никогда не позволять себе повторять плохие круги. Если мы сможем глубоко впитать это сознание: «о плохой джапе не может быть и речи», это окажет значительное влияние на качество нашей джапы и на нашу жизнь.
20. Я наслаждаюсь повторением Святых имен.
В чём важность этой аффирмации? Мы всегда хотим осознавать, что воспевание настолько сладостно, настолько ценно, что я бесконечно благодарен за это благословение и возможность повторять Святое имя. Несмотря на то, что воспевание начинает приносить наибольшее удовольствие со стадии ручи (вкуса) и выше, мы уже сейчас хотим осознавать, насколько мы удачливы, имея возможность воспевать. Такое сознание позволяет нам больше наслаждаться ежедневной возможностью воспевать Святое имя. Вы спросите: «Можем ли мы наслаждаться воспеванием, просто сказав, что мы им наслаждаемся?», я не могу гарантировать, что это будет происходить всегда. Но если напоминать себе о том, что воспевание – это нечто особенное, это обязательно поможет создать более позитивное отношение к джапе.
На более высоких уровнях бхакти мы будем наслаждаться повторением Святых имён всегда. Эта аффирмация предназначена для того, чтобы напомнить нам, что я, душа, безусловно наслаждаюсь воспеванием, даже когда не чувствую этого в полной мере.
Заключение
Когда мы сдаём тест, наши результаты зависят от того, насколько мы подготовились к нему. Другими словами, наши текущие показатели – это результат нашей подготовки в прошлом. И с джапой во многом та же история. Сознание, в котором мы подходим к джапе («я буду ощущать блаженство», «это будет трудно», «я не могу сохранять хорошую концентрацию на протяжении 16 кругов», «я буду наслаждаться повторением джапы», «я не буду наслаждаться джапой» и т.д.), оказывает огромное влияние на качество нашей джапы. Правильное сознание можно пробудить при помощи молитв, которые мы возносим до того, как начать первый круг, а также благодаря нашим обычным мыслям о том, что для нас возможно, а чего невозможно достичь в нашей джапе.
В жизни мы редко поднимаемся выше наших самых смелых мечтаний. Также мы редко идём дальше той цели, которую мы себе наметили. Это означает, что тот уровень, куда мы стремимся (наши цели и намерения), гораздо важнее, чем то, где мы сейчас находимся. В плане джапы это означает: то, что мы ожидаем/желаем/надеемся получить от нашей джапы, с точки зрения качества нашего воспевания и опыта, в значительной степени будет влиять на то, насколько хорошо мы будем воспевать нашу джапу. Поэтому для нас важно сосредоточиться на том, какого уровня воспевания мы хотим достичь, а не на страхах типа «где же я окажусь?» (эти страхи часто проистекают из заблуждения, что мы не всегда можем делать то, что, как мы знаем, мы должны сделать). Это проблема, к решению которой нам нужно подойти разумно, потому что ни в коем случае нельзя удовлетворяться плохой или средней джапой.
Если не стремиться к тому, чтобы полностью погрузиться в воспевание, и не иметь намерения обрести более глубокий опыт в воспевании, то можно почти со стопроцентной уверенностью гарантировать, что наша джапа останется прежней или станет хуже. Страх – это вера в нашу неспособность справиться с ситуацией. Сомнение – это конфликт между новыми и старыми решениями. Осознаём мы это или нет, но во многом качество джапы зависит от того, какое решение мы когда-то давно приняли по следующим вопросам: что мы можем ожидать от джапы (в плане вкуса и духовных осознаний), насколько хорошо мы способны воспевать, насколько сознающими Кришну мы, по нашему мнению, способны быть. Эти решения становятся главным фактором в том, сколько усилий мы готовы приложить, повторяя джапу.
Преданные нередко достигают такого состояния, когда они уже даже не пытаются улучшить своё воспевание, т.к. думают, что по тем или иным причинам у них не получится воспевать лучше. Если мы не удовлетворены качеством своей джапы, мы должны сосредоточиться на том уровне джапы, которого хотим достичь, а затем осознанно действовать, двигаясь к этому уровню.
Конечно, мы не можем добиться результата просто благодаря тому, что мы так хотим. Но т.к. Кришна отвечает на наше желание прогрессировать, наша джапа будет улучшаться, когда мы хотим её улучшить и прилагаем усилия в этом направлении. Человек предполагает, а Господь располагает.
Итак, что вы предполагаете в плане своей джапы? То, что вы считаете невозможным, на самом деле может быть достигнуто, если вы начнёте думать по-другому. Я предлагаю вам по-другому взглянуть на то, что для вас возможно в повторении джапы.
Если мы хотим улучшить нашу джапу, мы можем это сделать. Как? Мы создаём намерение повторять джапу лучше и действуем в соответствии с этим намерением. Так что произойдет одно из двух: мы либо будем воспевать так, как мы решили, либо наше воспевание будет зависеть от нашего окружения/обусловленности/привычного для нас способа повторять джапу.
Мы можем выбирать между нашими целями и нашей обусловленностью. Что мы выберем – это большой вопрос. Выбор всевозрастающего качества джапы даст нам «вкус нектара, которого мы всегда жаждем» и будет постоянно подпитывать наше сознание Кришны вдохновением и духовными осознаниями. Если мы не выбираем качественную джапу, это означает, что мы остановили свой выбор на «джапе по умолчанию» (отсутствие выбора – это тоже выбор). Разумеется, результат такого воспевания совсем другой. Надеюсь, эти аффирмации помогут вам продолжать прилагать усилия к тому, чтобы воспевать более чисто.
Давайте черпать вдохновение из слов Шрилы Санатаны Госвами: «Святое имя – высший нектар. Это моя жизнь и моё единственное сокровище».
Благодарность
Выражаю искреннюю благодарность:
Гауранги Гопи д.д. – транскрибирование;
Сонал Матхур – редактирование английского текста;
Вигьянасана Говиндадас – корректура английского текста;
Ачьютаприя д.д. – Перевод на русский;
Джхулан-ятра д.д., Анна Козельская – Редакция перевода;
Астрид Уолтер, Надин Лукеш – дизайн и вёрстка;
Аннапурна д.д. – Иллюстрации;
Ссылки
Сайт автора: https://mahatmadas.com/