Бхакти – это любовное преданное служение души в отношении Верховной Личности Бога, свободное от желаний материальной выгоды и философских измышлений; это деятельность, направленная на удовлетворение Кришны, без скрытых личных мотивов.
Бхакти-йога – это метод, с помощью которого живое существо возрождает свои вечные отношения с Верховной Личностью Бога, Источником безграничного блаженства, посредством преданного служения Ему.
Чистый преданный постоянно служит Господу, желая доставить Ему удовольствие. В процессе такого преданного служения сознание души, т.е. её желания, мысли, чувства и деятельность, синхронизируются с желаниями Господа, Его знанием, Его чувствами и Его планами. Такая душа желает лишь того, чего желает Бог, знает то, что Он ей открывает, чувствует то, что чувствует Он и делает то, что Он планирует, таким образом она обретает сознание Бога или сознание Кришны.
Целью практики бхакти является развитие привязанности к Господу и обретение любви к Нему.
Бхакти-йога является высшей ступенью лестницы йоги, при этом из всех видов йоги она считается самым лёгким методом духовного развития, благодаря которому живое существо обретает сознание Кришны и возвращается домой, обратно к Богу:
бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти
йа̄ва̄н йаш́ ча̄сми таттватах̣
тато ма̄м̇ таттвато джн̃а̄тва̄
виш́ате тад-анантарам«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению всё сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога».
Бхагавад-гита как она есть, 18.55
Таким образом, посредством бхакти-йоги мы возрождаем свои вечные любовные отношения с Верховной Личностью Бога, Источником безграничного блаженства, и возвращаемся домой в Царство Бога (Духовный мир). Достижение этого состояния является целью и предназначением человеческой жизни.
Существует девять методов преданного служения Богу:
- Ш́раван̣ам – слушание святого имени Господа и повествований о Нём (включая чтение);
- Кӣртанам – воспевание и повторение святого имени (маха-мантры), пересказ повествований о Господе;
- Смаран̣ам – памятование о Боге, размышления о Нём, медитация на Его имя, образ, качества и деяния;
- Па̄да-севанам – служение лотосным стопам Господа, соответствующее времени и обстоятельствам;
- Арчанам – поклонение Божеству в храме;
- Ванданам – выражение почтения и вознесение молитв Господу;
- Да̄сйам – считать себя вечным слугой Бога и всегда желать удовлетворять Его;
- Сакхйам – развитие дружеских доверительных отношений с Кришной;
- А̄тма-ниведанам – полное вручение Господу себя и всего что у нас есть.
Преданный может заниматься всеми девятью, восемью, семью или даже одним видом деятельности в преданном служении, и этого будет достаточно, чтобы достичь духовного совершенства.
Начав свой путь в преданном служении, преданный, очистившись, достигает чистого, непрерывного и бескорыстного служения. Но даже не завершив этот процесс за одну жизнь, он продолжает его в следующей жизни благодаря тому, что он чувствует влечение к Господу и Господь всегда помогает Своему преданному.
Девять этапов развития бхакти:
- Шраддха – вера в процесс преданного служения;
- Садху-санга – общение с преданными;
- Бхаджана-крийа – выполнение преданного служения;
- Анартха-нивритти – избавление от нежелательных качеств и привычек;
- Ништха – обретение постоянства в преданном служении и твёрдой веры;
- Ручи – вкус к преданному служению Господу;
- Асакти – привязанность к Господу;
- Бхава – проявление чувств, предшествующих любви к Богу;
- Према – чистая любовь к Богу.
Практика преданного служения – са̄дхана-бхакти осуществляется в двух формах:
- ваидхӣ-бхакти – регулируемое преданное служение;
- ра̄га̄нуга̄-бхакти – спонтанное преданное служение.
Са̄дхана – это разнообразный набор действий в преданном служении. На начальных этапах практики бхакти они строго регулируются правилами (ваидхӣ) и человек следует им из чувства долга, но когда в нём развивается вкус и привязанность к преданному служению Кришне, он действует спонтанно, из желания доставлять удовольствие Господу (ра̄га̄нуга̄). Ра̄га̄нуга̄-бхакти возможна только после освобождения от анартх (вредных привычек и нежелательных качеств) и достижения ништхи (твёрдой веры и непоколебимой решимости).
Для нас актуальна ваидхӣ-бхакти, не реализовавшись в которой невозможно практиковать ра̄га̄нуга̄-бхакти.
ра̄га-хӣна джана бхадже ш́а̄стрера а̄джн̃а̄йа
‘ваидхӣ бхакти’ бали’ та̄ре сарва-ш́а̄стре га̄йа«Те, кто не достиг уровня спонтанной привязанности в преданном служении, занимаются преданным служением под руководством истинного духовного учителя в соответствии с правилами, изложенными в священных писаниях. Священные писания называют такое преданное служение ваидхӣ-бхакти».
Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа-лӣла̄, 22.109
Те, кто, не выполняя должным образом регулируемое преданное служение и не достигнув уровня ручи и асакти пытаются практиковать спонтанное преданное служение обречены на имитацию, делают это на показ и потому называются притворщиками (сахаджийа).
Первые пять шагов на пути регулируемого преданного служения (ваидхӣ-бхакти):
- Найти истинного духовного учителя;
- Получить у него посвящение;
- Служить ему;
- Внимать наставлениям духовного учителя и задавать ему вопросы, стремясь понять науку преданного служения;
- Следовать по стопам предшествующих ачарьев (святых учителей) и выполнять указания своего духовного учителя.
Вначале нужно слушать истинного духовного учителя. Это помогает человеку прогрессировать в преданном служении. Эта практика состоит в том, что ученик слушает о Господе, воспевает Его славу, размышляет о Нём и поклоняется Божеству под руководством духовного учителя. Это главные формы практики в преданном служении. Ребёнка вначале силой отправляют в школу, чтобы он получил образование, но когда, подрастая, он приобретает некоторый вкус к обучению, он начинает заниматься науками сам и становится образованным человеком. Невозможно заставить человека стать учёным, но вначале некоторое принуждение может быть уместным. Ребёнка заставляют ходить в школу, читать и писать, выполняя наставления учителей. В этом разница между ваидхӣ-бхакти и спонтанной ра̄га̄нуга̄-бхакти. Любовь к Кришне дремлет в сердце каждого, её просто нужно разбудить с помощью практики регулируемого преданного служения. Поэтому на начальных стадиях преданного служения необходимы наши волевые усилия в строгом следовании правилам и предписаниям священных писаний (Вед) под руководством истинного духовного учителя.
брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣шн̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа«Живые существа, влекомые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своём пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения».
Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа-лӣла̄, 19.151
Кришна находится в сердцах всех живущих, и, когда у живого существа возникает какое-то желание, Кришна выполняет его. Если человеку посчастливится соприкоснуться с Движением сознания Кришны и он захочет общаться с участниками этого Движения, Кришна, пребывающий в сердце такого живого существа, даст ему возможность повстречать истинного духовного учителя. Это называется гуру-кр̣шн̣а-праса̄да. Кришна готов пролить Свою милость на всех живых существ, и, как только живое существо начинает желать милости Господа, Господь сразу же устраивает ему встречу с истинным духовным учителем. Такой счастливец получает силу и от Кришны, и от духовного учителя. Из сердца ему помогает Кришна, а извне — духовный учитель. Вместе они всегда готовы помочь искреннему живому существу сбросить оковы материального рабства.
Движение сознания Кришны, участники которого идут по стопам предыдущих ачарьев (учителей), служит всему человечеству, предоставляя каждому возможность соприкоснуться с Кришной. Если кому-либо посчастливится, то он сможет связать с этим Движением свою судьбу. Тогда по милости Кришны его жизнь увенчается успехом. В сердце каждого дремлет кришна-бхакти, любовь к Кришне. Благодаря общению с настоящими преданными эта любовь пробуждается.
нитйа-сиддха-кр̣шн̣а-према ‘са̄дхйа’ кабху найа
ш́раван̣а̄ди-ш́уддха-читте карайе удайа«Чистая любовь к Богу вечно обитает в сердцах живых существ. Она не относится к категории вещей, получаемых извне. Когда сердце очищено слушанием и воспеванием, эта любовь пробуждается сама собой».
Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.107
Склонность к преданному служению Кришне есть у каждого. Чтобы дремлющая любовь к Кришне начала пробуждаться, достаточно общаться с преданными, слушать их наставления и повторять мантру Харе Кришна. Так человек обретает семя преданного служения. Гуру-кр̣шн̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа.
Узнать больше
➦ Девять ступеней бхакти, этапы преданного служения Богу
➦ Девять видов бхакти, методы преданного служения Богу
➦ Санатана-дхарма – вечная деятельность души