«Смелые глупцы, смело движутся в ад».
Шрила Прабхупада

Nine stages of bhakti, stages of devotional service to God (Девять ступеней бхакти, этапы преданного служения Богу)

The practice of bhakti yoga is a scientific process of devotional service практика бхакти-йоги – это научный процесс преданного служения, which allows the soul to achieve the perfection of life который позволяет душе достичь совершенства жизни love of God and return Home to the Spiritual world любви к Богу и вернуться Домой в Духовный мир. There are nine stages of devotional service or steps of bhakti существует девять этапов преданного служения или ступеней бхакти, from sraddha to prema от шраддхи до премы, in this article we will give a brief description of them в этой статье мы дадим их краткое описание.

Содержание
  1. Stage 1: Sraddha — faith in the process of devotional service (Ступень 1: Шраддха – вера в процесс преданного служения)
  2. Stage 2: Sadhu-sanga — association with devotees (Ступень 2: Садху-санга – общение с преданными)
  3. Stage 3: Bhajana-kriya — the practice of devotional service (Ступень 3: Бхаджана-крия – практика преданного служения)
  4. Stage 4: Anartha-nivritti — getting rid of unwanted qualities and habits (Ступень 4: Анартха-нивритти – избавление от нежелательных качеств и привычек)
  5. Stage 5: Nishtha — Continuity in Devotional Service and Firm Faith (Ступень 5: Ништха – обретение постоянства в преданном служении и твёрдой веры)
  6. Stage 6: Ruci — Taste for the Devotional Service of the Lord (Ступень 6: Ручи – вкус к преданному служению Господу)
  7. Stage 7: Asakti — Attachment to the Lord (Ступень 7: Асакти – Привязанность к Господу)
  8. Stage 8: Bhava — the manifestation of feelings preceding the love of God (Ступень 8: Бхава – проявление чувств, предшествующих любви к Богу)
  9. Stage 9: Prema — pure love of God (Ступень 9: Према – чистая любовь к Богу)

Stage 1: Sraddha — faith in the process of devotional service (Ступень 1: Шраддха – вера в процесс преданного служения)

It all starts with a little interest in the philosophy and practice of Krishna Consciousness (bhakti), Всё начинается с небольшого интереса к философии и практике сознания Кришны (бхакти), some trust that perhaps something good has been brought to us. некоторого доверия, что возможно это принесён нам что-то хорошее. A person begins to accumulate the piety necessary for devotional service unconsciously (agyata-sukriti), Человек начинает накапливать необходимое для преданного служения благочестие неосознанно (агьята-сукрити), when he unexpectedly hears the holy names of Krishna on the streets of the city, когда неожиданно для себя слышит на улицах города святые имена Кришны, receives association with devotees, получает общение с преданными, acquires a book on bhakti, makes a donation, etc. приобретает книгу о бхакти, совершает пожертвование и т.п. The devotees of the Lord, moved by compassion, Преданные Господа, движимые состраданием, which is the natural manifestation of bhakti in their hearts, которое является естественным проявлением бхакти в их сердцах, use every opportunity to engage a person in the service of Krishna. используют любые возможности, чтобы занять человека служением Кришне. They preach to him, treat him with prasadam (food offered to the Lord), invite him to events, etc. Они проповедуют ему, угощают прасадом (пища предложенная Господу), приглашают на мероприятия и т.д. Thus one gradually accumulates piety, Так человек постепенно накапливает благочестие, one’s trust in devotees, его доверие к преданным, the philosophy and practice of bhakti.grows and in the depths of his heart faith (shraddha) is born. философии и практике бхакти растёт и в глубине его сердца зарождается вера (шраддха).

A non-believer will never be successful in devotional service. Неверующий никогда не достигнет успеха в преданном служении. Faith can only be acquired through the association of devotees. Обрести веру можно лишь в общении с преданными. Truly unfortunate are those who, Поистине несчастны те, кто, even after hearing all the arguments of the Vedas from great souls, даже услышав от великих душ все доводы Вед, nevertheless do not gain faith in God. тем не менее не обретает веры в Бога. Always doubtful and wavering, Вечно сомневающиеся и колеблющиеся, they cannot steadily engage in the devotional service of the Lord. они не могут неуклонно заниматься преданным служением Господу. Thus, faith is one of the main factors of spiritual development in Krishna consciousness. Таким образом, вера – один из главных факторов духовного развития в сознании Кришны. In the Chaitanya-caritamrta it is said В «Чайтанья-чаритамрите» сказано, that faith is the unwavering conviction that что вера – это непоколебимая убеждённость в том, что, simply by serving the Supreme Lord Sri Krishna просто служа Верховному Господу Шри Кришне, one can achieve the highest perfection. можно достичь высшего совершенства. Such conviction is called true faith. Такая убеждённость называется истинной верой.

Thus, the initial little interest induces a person to associate with devotees, Таким образом, изначальный небольшой интерес побуждает человека соприкасаться с преданными, perform unconscious devotional service, совершать неосознанное преданное служение, learn more about bhakti, узнавать о бхакти больше, as a result of which he develops faith in the process of devotional service. в результате чего у него возникает вера в процесс преданного служения.

All this is called sraddha, Все это называется шраддха, or transcendental faith, или трансцендентная вера – the seed of devotional service. семя преданного служения.

Stage 2: Sadhu-sanga — association with devotees (Ступень 2: Садху-санга – общение с преданными)

Through sraddha, one begins to associate with devotees, Благодаря шраддхе человек начинает общаться с преданными, and as a result of such association, one’s faith increases. и в результате такого общения его вера возрастает. He gets to know the devotees, attends lectures, Он знакомится с преданными, посещает лекции, asks them questions and receives answers, задаёт им вопросы и получает ответы, starts reading books, eating prasadam, начинает читать книги, вкушать прасад, chanting the Hare Krishna mantra and following the regulative principles. повторять Харе Кришна мантру и следовать регулирующим принципам. Thus one becomes accustomed to using one’s skills, Так человек привыкает использовать свои навыки, money or life experience to help the devotees. деньги или жизненный опыт, чтобы помогать преданным. So his faith grows, Так его вера растёт, and at some point it develops so much и к какому-то моменту она развивается настолько, that he decides to ask one of the exalted personalities что он решается попросить одну из возвышенных личностей to become his spiritual master стать его духовным учителем and completely entrust himself to his instructions и полностью вверить себя его наставлениям on the way home back to Godhead. на пути домой назад к Богу. He receives initiation from the spiritual master Он получает посвящение от духовного учителя and then the next step begins. и затем начинается следующая ступень.

Stage 3: Bhajana-kriya — the practice of devotional service (Ступень 3: Бхаджана-крия – практика преданного служения)

One takes shelter of a sadhu Человек принимает прибежище у садху and begins to practice sadhana-bhakti и начинает практиковать садхана-бхакти (various activities in devotional service) (разнообразный набор действий в преданном служении) under his guidance. под его руководством.

Under the guidance of a spiritual master, Под руководством духовного учителя he practices more and more seriously the method он всё серьёзнее и серьезнее практикует метод of regulated devotional service, vaidhi-bhakti. регламентированного преданного служения ваидхи-бхакти.

In the beginning, his devotional service is unstable. В начале его преданное служение неустойчиво. Such devotional service is called anishthita-bhajana-kriya. Такое преданное служение называется аништхита-бхаджана-крия.

Here are some possible manifestations of this instability Вот некоторые возможные проявления этой неустойчивости, that need to be worked on: над которыми необходимо работать:

  • Utsaha-maya — false self-confidence, Утсаха-майа – ложная самоуверенность, false enthusiasm. ложный энтузиазм. Having just entered the path of devotional service, Только что вступив на путь преданного служения, one may think that he has already attained perfection. человек может возомнить, что уже достиг совершенства. This childish self-confidence of a novice devotee is called utsaha-maya, Такую ребяческую самоуверенность начинающего преданного и называют утсаха-майей, or amateurish enthusiasm. или энтузиазмом дилетанта.
  • Ghana-tarala — sharp ups and downs. Гхана-тарала– резкие взлёты и падения. Sometimes a person enthusiastically performs devotional service, Иногда человек с энтузиазмом выполняет преданное служение, and sometimes he is completely indifferent to it. а иногда проявляет к нему полное безразличие. This alternation of diligence and indifference is called ghana-tarala (ups and downs). Такое чередование прилежности и безразличия называется гхана-тарала (взлёты и падения).
  • Vyudha-vikalpa means susceptibility to doubt Вйудха-викалпа – означает подверженность сомнениям and impermanence on the level of the mind. и непостоянство на уровне ума. The mind rushes about, Ум мечется, accepts and rejects one or the other. принимает и отвергает то одно, то другое. One of the signs of this incessant speculation is Одним из признаков этих непрерывных измышлений является то, that one does not think of Krishna. что человек не думает о Кришне.
  • Visaya-sagara is a declaration of war on sense gratification. Вишайа-сагара – объявление войны чувственным наслаждениям. Realizing that the desire for material enjoyment forcibly captivates his mind Понимая, что жажда материальных наслаждений насильно увлекает его ум and weakens his determination to serve Krishna constantly, и ослабляет его решимость постоянно служить Кришне, one decides to give up his material habits once and for all. человек решает раз и навсегда покончить со своими материальными привычками. But often his attempts end up Но зачастую его попытки заканчиваются тем, becoming even more attached to what что он ещё больше привязывается к тому, he would like to give up. от чего хотел бы отказаться. Of such a person, Srimad-Bhagavatam (11.20.27-28) says: О таком человеке в «Шримад-Бхагаватам» (11.20.27-28) говорится: “My devotee, who has awakened faith in stories about Me, «Мой преданный, в котором пробудилась вера в рассказы обо Мне, is disgusted with all kinds of material activities, испытывает отвращение ко всем видам материальной деятельности, realizing that sense gratification leads to suffering. понимая, что удовлетво­рение чувств ведёт к страданию. But, despite all his efforts, Но, несмотря на все его усилия, sometimes he still finds himself unable иногда он всё же оказывается неспособным to cope with lust and does совладать с вожделением и делает то, what ultimately brings him suffering. что в конечном итоге приносит ему страдания. Such a devotee should repent of his mistake Такой преданный должен покаяться в совершенной ошибке and continue to worship Me with love and faith.” и продолжать поклоняться Мне с любовью и верой». A devotee understands Преданный понимает, that if he wants to progress in Krsna consciousness, что если он хочет прогрессировать в сознании Кришны, he must not only become attached to some path of renunciation, то он не просто должен привязываться к какому-то пути отречения, but also must give up the very idea of ​​enjoying in the future но также должен отбросить саму идею наслаждаться в будущем what he has given up now. тем, от чего отказался сейчас.
  • Niyama-akshama — failure to follow the vows taken. Нийама-акшама– неспособность следовать принятым обетам. Sometimes a bhakti practitioner makes a decision: Иногда практикующий бхакти принимает решение: “From today I will chant such and such a number of rounds «С сегодняшнего дня я буду повторять такое-то количество кругов, and offer so many prostrations per day. и предлагать в день столько-то поклонов. I will constantly serve the devotees, Я буду постоянно служить преданным, stop engaging in non-God-related talk, прекращу поддерживать разговоры, не относящиеся к Господу, and avoid the company of people и буду всячески избегать общества людей, engaged in mundane talk in every possible way.” занятых разговорами на мирские темы». But despite taking such vows every day, Но, несмотря на ежедневное принятие таких обетов, he does not find the strength to follow them, он не находит в себе сил следовать им, this is called niyama-akshara, это называется нийама-акшарой, or failure to carry out the decision made. или неспособностью осуществить принятое решение. Unlike vasaya-sagara, В отличие от вашайа-сагары, the inability to give up material attachment, неспособности отказаться от материальных привязанностей, niyama-akshara manifests itself in the inability to improve one’s devotional service. нийама-акшара проявляется в неспособности улучшить своё преданное служение.
  • Taranga-rangini — enjoyment of the material results of devotional service. Таранга-рангини – наслаждение материальными результатами преданного служения. It is well known Хорошо известно, that the very nature of bhakti is attractive, что сама природа бхакти исполнена притягательности, and therefore the devotee who is the abode of bhakti и потому преданный, являющийся обителью бхакти, becomes attractive to all people. становится привлекательным для всех людей. Bhakti provides a person with every opportunity to acquire material fame, Бхакти предоставляет человеку все возможности обрести материальную славу, honor and worship, почёт и поклонение, which are weeds которые являются сорняками, surrounding the sprout of bhakti. окружающими росток бхакти. The desire for enjoyment (ranga) Стремление к наслаждению (ранга) of these three forms of material success, этими тремя формами материального успеха, which are only small waves (taranga) которые являются всего-навсего небольшими волнами (таранга) on the surface of the ocean of bhakti, на поверхности океана бхакти, are called taranga-rangini, называются таранга-рангини, or enjoying the material results of devotional service. или наслаждение материальными результатами преданного служения.

But despite the instability in devotional service, Но, несмотря на неустойчивость в преданном служении, the devotee strictly observes the vows преданный строго соблюдает обеты, given to the spiritual master at initiation. данные духовному учителю при посвящении. He follows the four regulative principles, Он следует четырем регулирующим принципам, chants at least sixteen rounds повторяет минимум шестнадцать кругов of the Hare Krishna maha-mantra on the rosary, Харе Кришна маха-мантры на чётках, and tries to avoid offense. старается избегать оскорблений. He gets up early in the morning and does mangala-arati. Встаёт рано утром, проводит мангала-арати. He serves as a Vaishnavas Служит вайшнавам and tries to spread the message of Krishna consciousness to innocent people. и старается распространять послание сознания Кришны невинным людям. Follows the rules of cleanliness Следует правилам чистоты and the rules of Vaishnava etiquette. и правилам вайшнавского этикета. By properly performing the practice of devotional service, Выполняя надлежащим образам практику преданного служения, he begins to purify himself of everything он начинает очищаться от всего that interferes with the development of his Krishna consciousness. что мешает развитию его сознания Кришны.

Stage 4: Anartha-nivritti — getting rid of unwanted qualities and habits (Ступень 4: Анартха-нивритти – избавление от нежелательных качеств и привычек)

Through the practice of devotional service, Благодаря практике преданного служения unwanted material attachments begin to disappear. нежелательные материальные привязанности начинают исчезать. This is a stage that can pass very quickly, Это стадия, которая может пройти очень быстро, or it can take tens of years or even more than one lifetime — а может занять десятки лет или даже не одну жизнь – everything here depends здесь всё зависит от того, on how sincerely in his devotional service a person follows насколько человек искренне в своём преданном служении следует the instructions of the scriptures and the spiritual master, наставлениям священных писаний и духовного учителя, avoids offenses избегает оскорблений and renounces everything unfavorable for bhakti.. и отказывается от всего неблагоприятного для бхакти. The word artha means “wealth”, “wealth”, Слово артха означает «богатство», «достояние», and anartha means something undesirable, а анартха означает нечто нежелательное, preventing the manifestation of the natural inclination for devotional service. препятствующее проявлению естественной склонности к преданному служению. The strength of attachment to Krishna and His devotional service Сила привязанности к Кришне и преданному служению Ему is inversely proportional to the presence of anarthas. обратно пропорциональна наличию анартх. Complete cleansing of anarthas and their traces В полной мере очищение от анартх и их следов occurs when a devotee enters into personal association with Krishna, происходит, когда преданный входит в личное общение с Кришной, when, having obtained prema, когда, обретя прему, he leaves his material body. он оставляет своё материальное тело.

When a devotee really reaches the stage of anartha-nivritti, Когда преданный действительно достигает стадии анартха-нивритти, he begins to notice a lot of terrible qualities in himself: начинает замечать в себе массу ужасных качеств: lust, anger, greed, вожделение, гнев, жадность, envy, illusion, pride. зависть, иллюзия, гордость. People live under the veil of illusion, Люди живут покрытые пеленой иллюзии, therefore they do not notice all these evil qualities in themselves, потому не замечают в себе все эти дурные качества, but the chanting of the holy name но повторение святого имени and devotional service purify the heart, и преданное служение очищают сердце, the illusion gradually subsides иллюзия постепенно спадает and anarthas begin to come out. и анартхи начинают выходить наружу.

This is similar to the way dust rises into the air during cleaning. Это подобно тому, как во время уборки пыль поднимается в воздух. Srila Bhaktivinoda Thakura, in his book Bhajana-rahasya, Шрила Бхактивинода Тхакур в книге «Бхаджана-рахасья» has described the various categories of anarthas описал различные категории анартх, so that we can work with them consciously. чтобы мы могли осознанно с ними работать.

  • Tattva-vibhrama — illusions about spiritual truth: Таттва-вибхрама – иллюзии в отношении духовной истины: Illusions about one’s own essence; Иллюзии относительно своей собственной сущности; Illusions about the position of the Supreme Personality of Godhead; Иллюзии относительно положения Верховной Личности Бога; Illusions regarding the method of sadhana-bhakti, Иллюзии относительно метода садхана-бхакти, as well as its result — prema-bhakti; а также её результата – према-бхакти; Illusions about obstacles in the path of devotional service. Иллюзии относительно препятствий на пути преданного служения.
  • Asat-trishna — material desires: Асат-тришна – материальные желания: Desires of material objects; Желания материальных объектов; Desire to reach the heavenly planets; Желания достичь райских планет; Desires to gain mystical perfections; Желания обрести мистические совершенства; Desires for liberation. Желания освобождения.
  • Aparadha — insults: Апарадха –оскорбления: Offenses to the name of the Lord; Оскорбления имени Господа; Insulting the form of the Lord (when worshiping the Deities); Оскорбления формы Господа (при поклонении Божествам); Insulting devotees; Оскорбления преданных; Insulting ordinary living beings. Оскорбления обычных живых существ.
  • Hridaya-daurbalya — weakness in the heart: Хридайа-даурбалйа – слабости в сердце: Attachment to objects not related to Krishna; Привязанность к объектам, не связанным с Кришной; Deception or a tendency to pick on others; Обман или склонность придираться к другим; Envy; Desire for glory. Завистливость; Желание славы.

We should recognize these anarthas in ourselves, Мы должны различать в себе эти анартхи, try to get rid of them стараться избавиться от них and sincerely pray for the mercy of the Holy Name. и искренне молиться о милости Святому Имени.

Stage 5: Nishtha — Continuity in Devotional Service and Firm Faith (Ступень 5: Ништха – обретение постоянства в преданном служении и твёрдой веры)

When practically all undesirable things leave the devotee’s heart, Когда практически всё нежелательное уходит из сердца преданного, his faith becomes unshakable, его вера становится непоколебимой, and he strictly and with great attention follows the sadhana. и он строго и с великим вниманием следует садхане.

Gradually, by the practice of devotional service, Постепенно благодаря практике преданного служения the devotee becomes free from the influence of the lower elements of nature, преданный выходит из-под влияния низших стихий природы, passion and ignorance, страсти и невежества, and becomes stable and stable. и обретает постоянство и устойчивость. He feels that he is getting rid of the five kinds of obstacles Он ощущает, что избавляется от пяти видов препятствий, that arise under the influence of anarthas которые возникают под влиянием анартх and distract him from constant concentration on the path of devotional service. и отвлекают его от постоянной сосредоточенности на пути преданного служения.

Here are the five hurdles: Вот эти пять препятствий:

  • Laya is the tendency to fall asleep during japa or Srimad-Bhagavatam lectures. Лайа – тенденция засыпать во время джапы или лекций по «Шримад-Бхагаватам». 
  • Vikshepa is the tendency to disturb the mind Викшепа – это склонность к беспокойству ума, when we switch to mundane topics когда мы переключаемся на мирские темы during devotional service во время совершения преданного служения (such as frivolous talk during japa, etc.); (например, легкомысленные разговоры во время джапы и т.д.); 
  • Apratipatti — indifference to everything spiritual, Апратипатти – безразличие ко всему духовному, means the unwillingness that arises from time to time означает возникающее время от времени нежелание to perform kirtana and other service, совершать киртанам и другое служение, despite the absence of drowsiness and anxiety; несмотря на отсутствие сонливости и беспокойств; 
  • Kashaya — sinful habits, Кашайа – греховные привычки, an internal tendency to fall into anger, внутренняя тенденция впадать в гнев, experience greed and pride; испытывать жадность и гордость; 
  • Rasasvada is the taste for material enjoyment Расасвада – вкус к материальным наслаждениям or the inability to focus on kirtana или неспособность сосредоточить внимание на киртане or any other form of service или любом другом виде служения when the opportunity for material sense enjoyment arises. при появлении возможности чувственных материальных удовольствий. 

Nishtha means freedom from these five vices. Ништха означает свободу от этих пяти пороков. A devotee at this level Преданный, находящийся на этом уровне, may not yet have a strong attachment to devotional service возможно, ещё не имеет сильной привязанности к преданному служению and may not yet be rid of all aparadhas, и ещё не избавился от всех апарадх, or offenses to the Holy Name. или оскорблений Святого Имени. But by the strength of the spiritual intelligence Но силой духовного разума, that Krishna gives him, который даёт ему Кришна, he is able to control his mind он в состоянии контролировать свой ум and engage in pure devotional service almost 24 hours a day. и заниматься чистым преданным служением практически 24 часа в сутки.

A devotee in the Nistha stage Преданному, находящемуся на ступени ништха, has the following sublime qualities: присущи следующие возвышенные качества:

  • Humility; Смирение; 
  • Respectful attitude towards others; Почтительно отношение к другим; 
  • Lack of pride; Отсутствие гордости; 
  • Compassion. Сострадание. 

If we get to the level of nishtha, Если мы доберёмся до уровня ништхи, practically most of our attachments то практически большая часть наших привязанностей and misconceptions will go away. и ложных концепций уйдёт. From that moment on, С этого момента our devotional service becomes natural and spontaneous. наше преданное служение становится естественным и спонтанным.

Stage 6: Ruci — Taste for the Devotional Service of the Lord (Ступень 6: Ручи – вкус к преданному служению Господу)

When the practice of sadhana becomes firm, Когда следование садхане становится твёрдым, one develops a genuine, человек развивает подлинный, steady taste for devotional service. устойчивый вкус к преданному служению.

Gradually, faith takes the form of a taste for devotional service: Постепенно вера обретает форму вкуса к преданному служению: hearing about the Lord, слушанию о Господе, reciting what has been heard, etc., пересказу услышанного и т.д., which is so strong который настолько силён, that it makes the devotee forget everything else. что заставляет преданного забыть обо всём остальном. Unlike the previous stages, В отличие от предыдущих стадий, in the ruci stage, на стадии ручи constant chanting and hearing постоянное повторение и слушание does not cause the devotee the slightest fatigue, не вызывает у преданного ни малейшей усталости and moreover, и, более того, he becomes more and more satisfied. он получает всё большее и большее удовлетворение.

At this stage, На этой стадии his consciousness is almost completely spiritualized, его сознание почти полностью одухотворяется, and the material aspects of «I» and «mine» а материальные аспекты «я» и «моё» fade into the background, отходят на второй план, and he remembers them with disgust. и он вспоминает о них с отвращением.

Soon the devotee becomes like a bee Вскоре преданный становится подобными пчеле, tasting the nectar of the sweet fruit of Srimad-Bhagavatam. вкушающей нектар сладкого плода «Шримад- Бхагаватам». His meditation becomes continuous Его медитация становится непрерывной and free from material thoughts and images. и свободной от материальных мыслей и образов. Not wanting to leave the association of devotees for a single moment, Не желая ни на минуту покидать общество преданных, he hears and talks to them about the Lord’s nectar pastimes, он слушает и говорит с ними о нектарных играх Господа, enjoying and glorifying them tirelessly, наслаждаясь и неустанно прославляя их, forgetting everything else. забывая обо всём остальном. And he is not affected by the external attractiveness И его не затрагивает внешняя привлекательность of the name, qualities, forms, pastimes of the Lord, etc. имени, качеств, форм, игр Господа и т.д. For example, he does not care Например, ему всё равно, how pleasant the melody of the kirtan is to the ear, насколько мелодия киртана приятна на слух, and whether his leader has good vocal skills. и обладает ли хорошими вокальными данными его ведущий. He devotes all his free time to preaching, Он всё своё свободное время посвящает проповеди, distributing transcendental literature распространению трансцендентной литературы and serving the Lord and the Vaisnavas (His devotees). и служению Господу и вайшнавам (Его преданным).

Stage 7: Asakti — Attachment to the Lord (Ступень 7: Асакти – Привязанность к Господу)

Very soon, after the taste for hearing, Очень скоро, после того, как вкус к слушанию, chanting the holy name повторению святого имени and other forms of devotional service и другим видам преданного служения has become deep enough достигнет достаточную глубину, and Krishna becomes the only object of devotional service, и единственным объектом преданного служения становится Кришна, the devotee reaches the stage of asakti преданный достигает стадии асакти or loving attachment to the Lord. или любовной привязанности к Господу. His spiritual qualities are manifested in full force, Его духовные качества проявляются в полную силу, and the material ones only occasionally. а материальные лишь изредка. His mind is spontaneously attracted to topics related to Krishna, Его ум спонтанно привлекается к темам, связанным с Кришной, and this meditation becomes very deep. и эта медитация становится очень глубокой. At this level, he becomes aware of his eternal form На этом уровне он начинает осознавать свою вечную форму and relationship with Krishna in the spiritual world, и взаимоотношения с Кришной в духовном мире, as described by Lord Chaitanya in the fifth verse of Shikshastaka: как описывает это Господь Чайтанья в пятом стихе Шикшаштаки:

ayi nanda-tanuja kinkaram 
patitam mam vishame bhavambudhau  
kripaya tava pada-pankaja 
sthita-dhuli-sadrisam vicintaya 

“O son of Maharaja Nanda (Krishna), «О сын Махараджи Нанды (Кришна), I am Your eternal servant, я Твой вечный слуга, and yet I have fallen into the ocean of birth and death. и все же я попал в океан рождений и смертей. Please rescue me from this ocean of death Пожалуйста, вызволи меня из этого океана смерти and give me a place among the dust particles at Your lotus feet.» и дай мне место среди пылинок у Твоих лотосных стоп».

Stage 8: Bhava — the manifestation of feelings preceding the love of God (Ступень 8: Бхава – проявление чувств, предшествующих любви к Богу)

At this stage in the development of bhakti, На этом этапе развития бхакти devotional service is performed with sincere and ardent desire to please Krishna преданное служение выполняется с искренним и горячим желанием удовлетворить Кришну and makes the devotee eligible to receive all the mercy of the Lord. и делает преданного достойным принять всю милость Господа. This mercy descends into the heart of the devotee Эта милость нисходит в сердце преданного and begins to awaken the dormant seed of love of Godhead. и начинает пробуждать дремлющее семя любви к Богу.

Finally, subdued by the affection of His devotee, Наконец, покорённый привязанностью Своего преданного Krishna mercifully showers on him a ray of His inner potency hladini-sakti. Кришна милостиво проливает на него луч Своей внутренней энергии хладини-шакти. By the grace of Krishna, По милости Кришны he will fully realize his eternal relationship with Him он полностью осознаёт свои вечные взаимоотношения с Ним and begin to see His image in his heart. и начинает видеть Его образ в своём сердце. Only a shadow remains of the material aspects of his consciousness. От материальных аспектов его сознания остаётся лишь только тень. He is overcome by various kinds of ecstasy: Его охватывают различные виды экстаза: sometimes tears flow from his eyes, иногда слёзы льются из глаз, the hair on his body stands on end, волосы на теле встают дыбом, he involuntarily laughs or cries. он непроизвольно смеётся или плачет. However, these signs may not appear. Но впрочем, эти признаки могут и не проявляться. Srila Rupa Gosvami, in The Nectar of Devotion, Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» describes the real characteristics of a devotee описывает подлинные характеристики преданного, who has reached the stage of bhava: достигшего уровня бхавы:

  • He always strives to engage himself in the devotional service of the Lord. Он всегда стремится всё своё время занимать в преданном служении Господу. He doesn’t want to be idle. Он не желает быть праздным. He wants to serve always and steadily, Он хочет служить всегда и неуклонно, twenty-four hours a day; двадцать четыре часа в сутки; 
  • He is always reserved and persistent; Он всегда сдержан и настойчив; 
  • He is always detached from the material; Он всегда отрешён от материального; 
  • He does not aspire to material honors; Он не стремится к материальным почестям; 
  • He is always sure that Krishna will shower His grace on him; Он всегда уверен, что Кришна прольёт на него Свою милость; 
  • He is always very eager to serve the Lord with faith; Он всегда очень стремится с верой служить Господу; 
  • He is very attached to chanting the Holy Names of the Lord; Он очень привязан к повторению Святых Имен Господа; 
  • He is always anxious to describe the transcendental qualities of the Lord; Он всегда стремится описывать трансцендентные качества Господа; 
  • He experiences bliss when he is in places Он испытывает блаженство, находясь в местах, where the pastimes of the Lord took place, где проходили игры Господа, such as Mayapur or Vrndavana. таких как Майапур или Вриндаван. 

The level of bhava is described by Lord Chaitanya in the sixth verse of Sikshastaka: Уровень бхавы Господь Чайтанья описывает в шестом стихе Шикшаштаки:

nayanam galad-ashru-dharaja 
vadanam gadgada-rudhaja gira 
pulakair nichitam vapuh kada 
tava nama-grahane bhavishyati 

“O my Lord, when will my eyes be adorned with tears of love, «О мой Господь, когда же мои глаза украсятся слезами любви, constantly flowing while постоянно текущими в то время, I chant Your holy names? как я произношу Твои святые имена? When will I pronounce Your name, Когда же я произнесу Твое имя, and at the same moment my voice will break, и в тот же миг сорвется мой голос, and the hair on my body will stand on end? а волосы на теле встанут дыбом?»

Stage 9: Prema — pure love of God (Ступень 9: Према – чистая любовь к Богу)

Pure love of Godhead is fully awakened in the devotee’s heart, В сердце преданного полностью пробуждается чистая любовь к Богу, and the devotee attains direct loving service to the Lord in his eternal form, svarupa. и преданный обретает непосредственное любовное служение Господу в своей вечной форме, сварупе.

Finally, at the level of prema, Наконец, на уровне премы, all material contamination will disappear without a trace, все материальное осквернение исчезнет без следа, and the devotee can then not only see the Lord, и преданный может тогда не только видеть Господа, but also enter into direct association with Him, но и вступать с Ним в непосредственное общение, serving Him in His eternal pastimes служа Ему в Его вечных играх under the guidance of one of His eternal associates. под руководством одного из Его вечных спутников. Sometimes Krishna will hide from him Иногда же Кришна будет скрываться от него, in order to increase love for Him through the feeling of separation. чтобы через чувство разлуки усилить любовь к Нему. Lord Chaitanya describes this level in the seventh and eighth verses of Shikshastaka: Господь Чайтанья описывает этот уровень в седьмом и восьмом стихах Шикшаштаки:

yugayitam nimeshena 
chakshusha pravrishaitam 
shunyayitam jagat 
sarvam govinda virahena me

“O Govinda, in separation from You every moment is like twelve years or more for me. «О Говинда, в разлуке с Тобой каждое мгновение для меня подобно двенадцати годам и даже более. Tears flow from my eyes like streams, Слезы текут из моих глаз подобно ручьям, and I feel the whole emptiness of the world и я ощущаю всю пустоту мира, that You have abandoned. покинутого Тобой».

ashlyiyaya va pada-ratam pinashtu mam 
darshanam marma-hatam karotu va 
iatha tatha va vida dhvatu lampato 
mat-prana-nathas tu sa eva naparah 

“I know that there is no other Lord for me but Krishna, «Я знаю, что нет для меня иного Господа, кроме Кришны, and He will remain so forever, и Он останется таковым навсегда, even if He roughly embraces me даже если Он грубо обнимет меня or breaks my heart by hiding from me. или разобьет моё сердце, скрывшись от меня. He is free to do with me whatever He wants, Он волен делать со мной всё, что пожелает, still He will remain my highly revered Lord, всё равно Он останется моим высокочтимым Господом, Whom I worship. Которому я поклоняюсь».

Prema is pure love of God Према – чистая любовь к Богу, when the devotee is completely detached from his own body. когда преданный полностью отрешён от собственного тела. He is not able to notice it, Он не способен его замечать, because he is completely absorbed поскольку полностью поглощён in the incessant ecstatic emotions непрекращающимися экстатическими эмоциями in his relationship with Krishna. во взаимоотношениях с Кришной. This state is completely different Это состояние полностью отлично from any conscious effort, от каких-либо сознательных усилий, ascetic exploits and struggle. аскетических подвигов и борьбы. While sadhana-bhakti, В то время, как садхана-бхакти, which is designed to awaken this tendency to naturally serve the Lord, которая призвана пробудить эту склонность естественно служить Господу, involves certain conscious efforts сопряжена с определёнными сознательными усилиями and struggle with feelings and mental instability, и борьбой с чувствами и неустойчивостью ума, especially to the level of nistha. особенно до уровня ништхи.

One becomes established in pure devotional service Человек утверждается в чистом преданном служении, by attaining the platform of nistha. достигнув уровня ништхи. The further process of developing bhakti Дальнейший процесс развития бхакти is much faster and more joyful. проходит гораздо быстрее и радостнее. When one develops a taste for devotional service (ruci ) Когда человек развивает вкус к преданному служению (ручи) and attachment for Krishna (asakti), и привязанность к Кришне (асакти), and even more so ecstatic (bhava), и уж тем более экстатическую (бхава), and pure love for God (prema), и чистую любовь к Богу (према), pure devotional service is evident. наличие чистого преданного служения очевидно. However, it also manifests itself from the very first stages Однако, оно также проявляется с первых же ступеней (sraddha, sadhu-sanga) (шраддха, садху-санга) in the case when the devotee is engaged в случае, когда преданный занят in the right way in sadhana-bhakti, правильным образом в садхана-бхакти, the main principle of which is the rule: главным принципом которой является правило: always remember Krishna всегда помнить о Кришне and never forget Him и никогда не забывать о Нём («Nectar of devotion»chapters 2 and 5; Bhagavad-gītā 12.9 and 6.35 n.) («Нектар преданности» главы 2 и 5; «Бхагавад-гита» 12.9 и 6.35 ком.) Pure devotional service is characterized Чистое преданное служение отличается by a constant desire to serve the Lord, постоянным стремлением служить Господу, despite the obstacles невзирая даже на препятствия in the form of material desires and mental disturbances (Bhagavad-gītā 6.6-10 n.; Srimad-Bhagavatam 5.3.12-15 ; 2.3.10, 12 ). в форме материальных желаний и беспокойства ума («Бхагавад-гита» 6.6-10 ком.; «Шримад-Бхагаватам» 5.3.12-15; 2.3.10, 12).

Each successive stage of devotional service Каждая последующая ступень преданного служения includes all the previous stages. включает в себя все предыдущие ступени. What’s next? Что дальше?

After reaching the perfection levels of bhava and prema, Достигнув уровней совершенства бхавы и премы, the soul is released from material bondage душа освобождается из материального плена and returns to the spiritual world, и возвращается в духовный мир, the Kingdom of God, в Царство Бога, where his devotional service где её преданное служение and love of God continue to deepen. и любовь к Богу продолжают углубляться.

Поделиться с друзьями
БХАКТИМИР
ru en de fr it es pt nl hi bn ta mr tr ar zh ko ja