«Таким образом, если кто-то полагает, будто вокруг него много врагов, он просто невежда; человек, обладающий сознанием Кришны, хорошо знает, что истинные наши враги внутри нас – это наш необузданный ум и чувства».
Шрила Прабхупада

Четыре факта жизни, о которых каждый должен задуматься

Люди очень заняты своими, как они считают, очень важными делами. Большинство из них не обращают внимания на четыре факта жизни в материальном мире, которых они очень боятся, которых они хотели бы избежать, о которых предпочитают не думать, и с которыми они смирились, считая что ничего с этим поделать невозможно, потому надо просто наслаждаться жизнью, пока есть такая возможность. Рождение, болезни, старость и смерть касаются каждого, и мы можем решить эти проблемы раз и навсегда.

Власть непреодолимых сил материальной природы

Не исключено, что вам приходилось слышать от преданных Кришны выражение «обусловленная душа» и, возможно, вы даже задумывались над тем, что оно значит. «Обусловленной» называют такую душу, которая находится во власти непреодолимых сил материальной природы, и в частности – страданий, связанных с рождением, старостью, болезнями и смертью.

Из-за этих неумолимых законов природы нам, вдумчивым обусловленным душам этого мира, все радости жизни и подарки судьбы – нежная любовь друзей и близких, семья, увлечения, учёба, ужины в восемь вечера, теннис по субботам – кажутся мимолетными и недолговечными…

Некоторые души, желая обрести непреходящее блаженство, пытаются избавиться от обусловленности, выйти из-под влияния материальной природы. Для этого нужен квалифицированный духовный учитель и руководства, такие как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам» – труды, в которых подробно представлено материальное и духовное знание. «Бхагавад-гита», описывая различные составляющие знания, относит к их числу «понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни – это зло». Для тех, кто хочет избавиться от обусловленности, такой откровенно пессимистический взгляд на материальную жизнь может послужить хорошим стимулом.

Этот стимул может усилиться при чтении Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» – тех глав, где приводится беседа между Господом Капилой, воплощением Верховного Господа, и Его матерью, Девахути.

«Девахути сказала: „О мой Господь, соблаговоли также рассказать мне и всем людям о круговороте самсары, ибо, слушая о муках, связанных с рождением и смертью, мы сможем отречься от материальной деятельности».

Шримад-Бхагаватам, 3.29.3

Рождение

Отвечая на её вопрос, Господь подробно описывает, как во время полового акта жизненная сила, то есть душа, с частицей мужского семени входит в утробу женщины, и как долгие недели и месяцы растёт и развивается зародыш, и как он при этом страдает. Утроба заполнена мочой и калом, глистами и другими голодными червями, которые снова и снова кусают нежное тело ребёнка, от чего он испытывает невыносимые муки и то и дело теряет сознание. Когда мать ест горькую или острую, слишком соленую или кислую пищу, ребёнок в её чреве корчится от невыносимой боли. Так, окружённый кишечником, ребёнок лежит, скорчившись, в правой или левой стороне утробы матери с головой, прижатой к животу, с согнутой спиной и шеей. Обездвиженный, ребёнок заключен в материнскую утробу, как птица в клетку.

Хотя учёные подтверждают многое из того, что говорится в «Шримад-Бхагаватам» о развитии зародыша, им ещё только предстоит выяснить, насколько он при этом страдает. Мы не помним о страданиях, пережитых в утробе матери, точно так же как забываем боль от увечий и травм, полученных много лет назад.

А что уж говорить о самом появлении на свет! Господь Капила говорит:

«Внезапные толчки воздуха заставляют его выйти из материнской утробы. В великих муках, вниз головой, он появляется на свет, бездыханный и потерявший от сильной боли память».

Шримад-Бхагаватам, 3.31.23

Но с рождением, как подтвердит любая мать, страдания ребёнка не заканчиваются. Беспомощное дитя не в состоянии объяснить, что ему нужно, а когда ему дают то, чего он не хочет, младенец не может даже отказаться от этого и просто кричит. Он не может ни почесаться, ни даже толком пошевелиться и плачет от несварения, колик, прорезывания зубов, раздражения и разных болей, о которых знает лишь он один. Мы проходим через всё это из рождения в рождение.

Старость

Как скупой крестьянин не любит старых быков, которые больше не могут работать, так и жена и дети, по словам Капилы, «видя, что старик больше не в состоянии содержать семью, перестают оказывать ему то уважение, которое оказывали раньше» (Шримад-Бхагаватам, 3.30.13). Так старики, которых родственники начинают считать слишком большой обузой, попадают в дома престарелых, где томятся до конца своих дней. А если и остаются дома, то «словно дворовые псы, питаются тем, что им бросают» (Шримад-Бхагаватам, 3.30.15). Страдая от многочисленных недугов, объясняет Капила, они съедают лишь горстку пищи в день и постепенно превращаются в беспомощных калек. Непостижимое и неумолимое время истощает и разрушает их тела. Тела стариков, иссушенные временем оболочки, подобны заброшенным домам – пустым, неуютным строениям без всяких удобств.

Принявшее облик старости время – повестка от смерти; повестка, от которой никто не сможет отказаться. Увы, вместо того чтобы готовиться к концу, пожилые люди возводят себе тусклые фасады из нарумяненных морщин, крашеных волос и ярких одежд. Живя на пенсию, накопленную в «золотые годы», они наслаждаются игрой в шашки, ласковым прибоем и походами за покупками – пока не приходит смерть и их тела, вместе с «фасадами», обращаются в прах.

Болезни

Несмотря на обширные медицинские исследования, превосходно оборудованные больницы и трудолюбивых врачей, меньше болеть люди не стали. Тело неизбежно родится и умрёт. И так же неизбежно оно должно пострадать от одной или нескольких из несметного множества болезней – от артрита до СПИДа, от растяжения мышц до психических расстройств. Хотя болезнь считают отклонением от нормы, на самом деле болеть – вполне естественно для тел обусловленных душ, вынужденных подчиняться законам природы.

Смерть

«Что удивительнее всего на свете?» – спросили как-то раз у одного мудрого царя. «Самое удивительное, – ответил он, – что, хотя каждый знает о неизбежности смерти, и хотя родственники и друзья его все умерли, никто не готовится к её приходу. Все ведут себя так, словно будут жить вечно» (Махабхарата, Вана-парва, 313.116).

Время побеждает всё в материальном мире. С каждым восходом и закатом, с каждой прошедшей секундой отведенный нам срок жизни уменьшается. Каждый день рождения приближает нас ещё на год к смерти.

Вот как описывает Господь Капила последние моменты жизни умирающего человека:

«В предсмертной агонии, под давлением воздуха изнутри, глаза человека вылезают из орбит, а трахея наполняется слизью. Ему становится трудно дышать, и при каждом вздохе из его горла вырываются предсмертные хрипы: „Гхура-гхура“. Попав в объятия смерти, он лежит на смертном одре, окруженный скорбящими родственниками и друзьями. Он хочет обратиться к ним, но не может произнести ни слова. Так человек умирает жалкой смертью, в страшных муках и великом горе».

Шримад-бхагаватам 3.30.16-17

Лишенный возможности осуществить свои замыслы, неудовлетворенный тем, что он оставляет семье, не имеющий понятия о том, что ждёт его дальше, – умирающий беспомощен, как младенец.

Нашу короткую жизнь сравнивают с пузырьком в океане. Океанские волны порождают множество крошечных пузырьков, которые на какое-то время скапливаются в одном месте, а потом разбегаются в разные стороны, чтобы никогда не соединиться вновь. Наша семья, друзья, соотечественники – все они, подобно этим пузырькам, собираются вместе лишь для того, чтобы в момент смерти расстаться.

Хотя обусловленные души по своей природе вечны и потому не подвержены смерти, им приходится умирать, ибо их существование теснейшим образом переплетено с материальной природой. Но есть возможность высвободиться из этих пут, разрешив таким образом проблему смерти.

Путь освобождения из материального плена

«Великие святые и мудрецы, которые обуздали свои чувства и ум,говорит Девахути, – медитируют на Верховного Господа, ибо только по Его милости живое существо может выйти из-под влияния материальной природы».

Оценив, насколько глубоко Девахути прониклась его словами, Господь Капила сказал ей:

«Путь преданного служения очень лёгок. Ты сможешь без труда идти по нему и очень скоро, уже в этой жизни, обретёшь освобождение. Тем же, кто ничего не знает о пути преданного служения, никогда не суждено вырваться из круговорота рождений и смертей».

Шримад-Бхагаватам, 3.33.10

Поскольку обусловленная душа ничего не знает о духовной науке, именуемой преданным служением, она тяжко трудится, не желая философски взглянуть на причины своих страданий и то, как избавиться от них. А освобождённая душа отвлекает свои чувства от материальной деятельности и, вооружившись знанием и отрешенностью, полностью включает их в служение Верховному Господу. Всякий, у кого нет иной цели, кроме служения Верховному Господу под руководством истинного духовного учителя, считается достигшим освобождения, даже если находится в материальном теле. Хотя такому человеку всё ещё приходится удовлетворять основные телесные потребности, силы материальной природы больше не беспокоят его.

«Вы хотите сказать, что освобождённая душа не стареет, не болеет и не умирает?» – недоверчиво спросит читатель. Конечно, с внешней точки зрения будет казаться, что человек и впрямь подвержен этому. Однако в высшем, духовном смысле с ним ничего подобного не происходит, ибо такой человек осознал, что он – не тело, а пребывающая в теле душа. Состояние тела и ума никоим образом не могут по-настоящему повлиять на вечную душу, подобно тому, как старое пальто или кофта не делают человека стариком.

И даже смерть – критическое состояние материального бытия – не затрагивает освобождённую душу. Когда кошка сжимает в зубах крысу, та испытывает ужас, ибо чувствует приближение смерти. Но когда та же самая кошка несёт в зубах котёнка, ему очень уютно. Аналогичным образом, когда смерть приходит к обусловленной душе, ту охватывает страх, тогда как для освобожденной души «смерть» означает лишь то, что Господь пришёл забрать её к Себе, обратно в духовный мир.

Каждый разумный человек воспользуется простым методом бхакти-йоги (преданного служения) и, разорвав заколдованный круг рождений, старости, болезней и смертей (самсара), вернётся домой, обратно к Богу, в вечный, исполненный знания и блаженства духовный мир (царство Бога). Чего и вам желаем, дорогой читатель!

Поделиться с друзьями
БХАКТИМИР
ru en de fr it es pt nl hi bn ta mr tr ar zh ko ja